То, чем они разнятся между...
Э. Кассирер (2006) обобщает точку зрения сторонников образования понятий на основе сенсорных моделей: ; -,н •.! ь 1 - ,.и«
Абстрактные предметы возникают во всяком представляющем существе, перед которым проходят при повторных восприятиях одинаковые признаки воспринимаемого. Ибо эти признаки не ограничиваются лишь одним единичным моментом восприятия, но оставляют в психофизиологическом субъекте какие-нибудь следы своего состава. Когда эти следы... оживают, благодаря новым раздражениям аналогичного рода, то постепенно образуется все более и более тесная связь между сходными элементами последовательных восприятий. То, чем они разнятся между собой, отступает все более и более на задний план; в конце концов оно образует лишь бледный задний фон, на котором тем отчетливее вырисовываются постоянные черты. Прогрессирующее сгущение этих сходных черт, их сплавление в единое целое (модель-репрезентацию некой абстрактной сущности. — Авт.) представляет психологическую сущность понятия, которое, таким образом, — как по своему происхождению, так и по своей функции — является лишь совокупностью остатков воспоминаний, сохранившихся в нас от восприятий действительных вещей и процессов. ...Таким образом, мы стоим здесь — как при случае подчеркивается самими
408 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Сторонниками этого воззрения — на точке зрения, очень близкой к средневековому «концептуализму»: вещественные и словесные абстракции могут быть выведены из восприятий, ибо они содержатся в них актуально как постоянные составные части [с. 17-18]. ,,,
Сам автор не принимает такую точку зрения: "
Является ли развиваемая таким образом теория понятий достаточным и верным изо - .а< >{ бражением того процесса, который совершается в конкретных науках? Охватывает >п' ли она все предельные черты этого процесса и может ли она изобразить их в их связи и в их специфических особенностях? Для аристотелевской теории, во всяком случае, приходится ответить на этот вопрос отрицательно [с. 18]. ця: