Познание при помощи концептов
У. Джеймс (2000) отмечает:
Познание при помощи концептов, на язык которых мы переводим чувственное познание... открывает в явлениях более глубокие уровни реальности. Являясь более устойчивой в наших глазах, эта реальность оказывается и более истинной, то есть менее иллюзорной по сравнению с реальностью чувственного порядка... [с. 49].
Мне представляется, что она не столько «оказывается менее иллюзорной и более истинной», сколько кажется нам более понятной, так как понимание какого-либо предмета для нас заключается в наличии у нас психических репрезентаций, раскрывающих его внутреннюю структуру и предсказывающих нам ближайшие его изменения. Вербальные конструкции как раз и моделируют в самом общем виде на основе обобщения многих ранее возникавших у разных людей чувственных моделей физической реальности структуру окружающих нас вещей и возможные «закономерные» их изменения. К тому же, как замечают Р. Л. Аткинсон, Р. С. Аткинсон, Э. Е. Смит и др. (2007):
...они (понятия. — Авт.) позволяют предсказывать информацию, которую сразу ' нельзя воспринять. Например, понятие «яблоко» связано с такими трудно воспринимаемыми свойствами, как наличие семян и съедобность, а также с такими легко видимыми свойствами, как округлость, определенный цвет и местонахождение на... дереве. ...Понятия, таким образом, позволяют выйти за пределы данной информации (Bruner, 1957). ...Широко применяемые понятия... ассоциируются с названием, состоящим из одного слова [с. 374-375].
У. Джеймс (2000) указывает: ; ; ,
": Согласно древнему философскому представлению, восходящему к Аристотелю, мы •5 1 не постигнем вещь, пока не узнаем причин, которыми она обусловлена. Когда горнич - " ная говорит, что «кошка» разбила чайную чашку, она стремится, чтобы мы усвоили
Г ' себе причинное объяснение того факта, что чашка разбита. ...По-видимому, все наше... • яа. научное объяснение подходит под этот нехитрый тип постулирования «необходимой кошки». Понятийная схема мира, построенная над его перцептивной схемой и дающая ему теоретическое истолкование, представляет лишь систему гипотетических «это», воображаемых нами; соответствующие же им «что» оказываются гармонически связанными с любыми из «что», соответствующих любому непосредственно вос - ’>ч-!тг принимаемому «это». ...Изыскание причин явлений дает нам такие преимущества, j > а. которые были бы совершенно недоступны, если бы мы ограничивались изучением одних лишь явлений [с. 46]. „-.„-„г - . >, г- • с-,, ...