Посредством опыта
Э. Кассирер (2006) цитирует Г. Гельмгольца:
Посредством опыта мы, очевидно, можем знать, какие другие зрительные, осязательные и т. д. ощущения вызывает в нас предмет, который мы видим, если будем передвигать свои глаза и свое тело и будем рассматривать, ощупывать и т. д. этот объект с различных сторон. Совокупность всех этих возможных ощущений, объединенная : „ в одно общее представление, есть наше представление о теле, которое мы называем восприятием, пока оно опирается на наличные ощущения, и — образом воспоминания, когда оно не опирается на них. В известном смысле, следовательно, — хотя это и противоречит обычному словоупотреблению — и такое представление индивидуального объекта также уже является понятием (курсив мой. — Авт.), потому что оно охватывает все те возможные отдельные агрегаты ощущения, которые может в нас вызвать этот объект, если будем его со всех сторон рассматривать, касаться или как-нибудь иначе исследовать [с. 335].
Э. Кассирер продолжает:
. уу: Как мы видим, Гельмгольца его размышления приводят здесь к взгляду на поня - j: - г - тие, который чужд традиционной логике и который поэтому ему самому кажется ) - сначала парадоксальным. Но в действительности как раз здесь понятие появляется отнюдь не в переносном и производном, а в своем подлинном и первоначальном значении Гс. 3351. . .
К? >г-' n. i ’ ОЛ 1 ;-к 14! Iiifisi'ШЧ >•<
Как нетрудно понять из этой цитаты, Г. Гельмгольц подошел к идее особой сенсорной модели объекта, которую, как он полагает, следует уже считать понятием. То, что Г. Гельмгольц называет «образом воспоминания», уже, конечно, не образ, а нечто большее. Это уже сенсорная конструкция, или, как пишет Г. Гельмгольц, «совокупность всех возможных ощущений, объединенная в одно общее представление». Я лично называю ее моделью-репрезентацией объекта. Она уже способна
Глава 2.1. Понятия 393
Заменить собой объект в сознании, но еще не ассоциировалась с образами соответствующего слова, а потому не превратилась еще в полноценное понятие. Тем не менее Г. Гельмгольц называет ее понятием. И он в опреденном смысле прав, потому что модель-репрезентация объекта — уже предпонятие, или сенсорное значение соответствующего понятия.