Main » 2014 » Ноябрь » 28 » Параллельно протекает...

Параллельно протекает...

Дж. Лакофф (2004) пишет о том же, но дает иное обоснование:



Мервис (Mervis, 1984) показала, что, хотя категории двухлетних детей могут от - : личаться от категорий взрослых, эти категории основываются на тех же принципах, которые определяют категории базового уровня взрослых людей. Говоря коротко, двухлетние владеют категоризацией базового уровня, однако они создают иные ка­тегории, чем взрослые, по весьма основательным причинам. Различия определяются тремя фактами. 1. Ребенок может не быть знаком с некоторыми культурно значимы­ми признаками. Так, не зная, что копилка может использоваться для хранения денег, он может обратить внимание на ее круглую форму и классифицировать ее как мячик.



2. Выделенность отдельных признаков может быть различна для ребенка и взрослого, у Так, ребенок может знать, что в копилке хранятся деньги, но его внимание больше привлекает круглая форма, чем прорезь и отверстие для ключа. Поэтому он называет ее «мячик». 3. Ребенок может использовать ложные признаки в процессе принятия решений. Так, если он полагает, что леопард говорит «мяу», он может отнести лео­парда к категории «кисок». ...Уровень категоризации не является независимым от



- того, кто производит категоризацию и на какой базе [с. 76]. ;



В процессе формирования понятий нередко с образом одного и того же слова связываются чувственные модели-репрезентации сразу нескольких сходных или



Глава 2.1. Понятия 413



Даже совершенно разных объектов. Такие образующиеся в процессе развития сложные сенсорные конструкции, которые вслед за Л. С. Выготским можно на­звать «комплексами», в итоге распадаются с образованием нескольких новых понятий. Параллельно протекает процесс дифференциации и конкретизации понятий. Понятие рыбка может сначала обозначать для ребенка и гуппи в ак­вариуме, и карпа, которого он увидел на кухне, и ерша, которого на его глазах поймал рыбак. В конечном счете оно распадается на несколько понятий, обозна­чающих уже карпа, ерша, гуппи и др. Здесь идет формирование понятий от общего к конкретному — сверху вниз. Вероятно, по такому же принципу, но «в обратную сторону» — снизу вверх — на базе многих моделей-репрезентаций конкретных объектов формируются абстрактные понятия обобщающего характера типа мебель, растение, млекопитающее и т. д.

Просмотров: 129 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.