Параллельно протекает...
Дж. Лакофф (2004) пишет о том же, но дает иное обоснование:
Мервис (Mervis, 1984) показала, что, хотя категории двухлетних детей могут от - : личаться от категорий взрослых, эти категории основываются на тех же принципах, которые определяют категории базового уровня взрослых людей. Говоря коротко, двухлетние владеют категоризацией базового уровня, однако они создают иные категории, чем взрослые, по весьма основательным причинам. Различия определяются тремя фактами. 1. Ребенок может не быть знаком с некоторыми культурно значимыми признаками. Так, не зная, что копилка может использоваться для хранения денег, он может обратить внимание на ее круглую форму и классифицировать ее как мячик.
2. Выделенность отдельных признаков может быть различна для ребенка и взрослого, у Так, ребенок может знать, что в копилке хранятся деньги, но его внимание больше привлекает круглая форма, чем прорезь и отверстие для ключа. Поэтому он называет ее «мячик». 3. Ребенок может использовать ложные признаки в процессе принятия решений. Так, если он полагает, что леопард говорит «мяу», он может отнести леопарда к категории «кисок». ...Уровень категоризации не является независимым от
- того, кто производит категоризацию и на какой базе [с. 76]. ;
В процессе формирования понятий нередко с образом одного и того же слова связываются чувственные модели-репрезентации сразу нескольких сходных или
Глава 2.1. Понятия 413
Даже совершенно разных объектов. Такие образующиеся в процессе развития сложные сенсорные конструкции, которые вслед за Л. С. Выготским можно назвать «комплексами», в итоге распадаются с образованием нескольких новых понятий. Параллельно протекает процесс дифференциации и конкретизации понятий. Понятие рыбка может сначала обозначать для ребенка и гуппи в аквариуме, и карпа, которого он увидел на кухне, и ерша, которого на его глазах поймал рыбак. В конечном счете оно распадается на несколько понятий, обозначающих уже карпа, ерша, гуппи и др. Здесь идет формирование понятий от общего к конкретному — сверху вниз. Вероятно, по такому же принципу, но «в обратную сторону» — снизу вверх — на базе многих моделей-репрезентаций конкретных объектов формируются абстрактные понятия обобщающего характера типа мебель, растение, млекопитающее и т. д.