Они полагают, что в памяти...
О “непосредственном потоке жизнесознания”. Со времен Гегеля то, что чувственно воспринимается, принято называть “непосредственно данным”, а “опосредованное” синонимично с мыслимым в понятии» [с. 35].
Пропозиция — наименьшая единица знания, которая может являться отдельным утверждением [Дж. Андерсон, 2002, с. 445].
376 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
& G. Н. Bower, 1973). Она, по сути, является продолжением и развитием идей психологов Вюрцбургской школы о безобразном мышлении. Авторы критически относятся к теории образных репрезентаций и считают «не имеющим научной перспективы» предположение о том, что носителем воспоминаний и других знаний может быть «что-то вроде внутренней фотографии, кино - или видеоленты, которую мы можем реактивировать и воспроизводить». По их мнению, хотя субъективно мы можем переживать образ, лежащий в его основе когнитивный компонент имеет не образную, а иную форму. Одна из причин этого, по их мнению, связана с невозможностью хранения полного изображения сцены. Они полагают, что в памяти хранятся только репрезентации, основанные на значении, то есть интерпретации.
Дж. Андерсон (2002) говорит о том, что существует два типа репрезентаций, основанных на значении:
I fV. -; л'-' t-?r. .’'V > : viiV' V;'I'i; A
...пропозициональные структуры, которые кодируют существенную информацию
О конкретном событии (таком, как кто на ком женился), и схемы, которые представляют категории событий и объектов в терминах их типичных свойств (так, как это обычно происходит на свадьбе) [с. 141]. ,. . v.
Дж. Андерсон и Г. Бауэр (J. R. Anderson & G. Н. Bower, 1973) не поясняют, что собой представляют концептуально-пропозициональные репрезентации с феноменологической точки зрения. Они пишут лишь:
Произносимые слова для слушателя подобны криптическим указаниям, которые автор пьесы делает для режиссера, надеясь, что его компетентность позволит ему полностью составить из них художественное оформление, выразительный настрой или развитие действия спектакля [с. 460].