Он пишет: Работа над новым научным понятием...
Пояснения выступают в виде достаточной для формирования понятия вербальной психической конструкции: военный — человек в форме и с оружием, врач — человек в белом халате, который лечит болезни, обязанности — дела, которые надо делать, даже если их делать не хочется, и т. п. Для формирования нового понятия вербальная конструкция, выступающая как его значение, сама должна состоять из уже известных ребенку понятий. Образ слова, обозначающего вербальную конструкцию, ассоциируясь с ней, начинает эффективно замещать уже не сенсорную модель-репрезентацию объекта, а данную вербальную конструкцию, моделирующую или даже конституирующую объект или некую сущность: реальную, вероятную или даже вымышленную (армия, революция, гравитация, относительность, справедливость и т. п.). Пример формирования научного понятия особенно показателен тем, что многие из них вовсе не имеют сенсорного значения. В то же время даже понятия, возникшие на основе модели-репрезентации определенного объекта, впоследствии приобретают и вербальное значение.
Л. С. Выготский (2005в) поднимает еще одну интересную проблему: ребенок и взрослый нередко понимают одно и то же понятие по-разному и вкладывают в него совсем не одно и то же значение. Он пишет:
Работа над новым научным понятием требует в процессе обучения как раз тех опе - раций и соотношений, которые невозможны для этого возраста (как показал Пиаже,
406
Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Даже такое понятие, как «брат», обнаруживает свою несостоятельность до 11-12 лет). ...Ребенок великолепно знает, что такое брат, это знание насыщено большим опытом (так как в качестве значения понятия «брат» у ребенка уже имеется сенсорная модель-репрезентация определенного отношения между людьми и многих объектов, связанных таким отношением, например, собственного брата, брата мамы и брата приятеля. — Авт.), но когда ему надо решать отвлеченную задачу о брате брата, как в опытах Пиаже, он путается. Для него непосильно оперировать с этим понятием вне конкретной ситуации, как с понятием отвлеченным, как с чистым (вербальным. — Авт.) значением [с. 417].