Одни понятия репрезентируют...
Механизмы формирования понятий нельзя рассматривать отдельно от сущностей, которые эти понятия репрезентируют. Одни понятия репрезентируют конкретные объекты реальности: Нью-Йорк, собака Пират, Гагарин и т. д. Таких конкретных понятий у человека, кстати, не очень много. Общие абстрактные понятия репрезентируют сущности, которым в физическом мире ничего не соответствует, но которые тем не менее выступают в качестве универсальных моделей определенных множеств объектов реальности. К ним относятся, например, стол, собака, дерево (вообще), которых нет в окружающем мире, где имеются лишь конкретные объекты. Понимание факта отсутствия в окружающем нас мире сущностей, обозначаемых общими абстрактными понятиями, затрудняется тем, что эти же понятия обычно используются для обозначения конкретных объектов, входящих в соответствующее множество: дерево под окном, дерево у беседки, дерево возле калитки и т. д.
Есть понятия, репрезентирующие сущности, которые наличествуют лишь в нашей психической реальности. Например, цвет, вкус, запах и т. п. Многие понятия репрезентируют сущности, присутствующие в окружающем мире с разной степенью вероятности, то есть гипотетические: квант, энергия, гравитация, физическая струна и т. п. Некоторые понятия репрезентируют сущности, реаль
Глава 2.1. Понятия 411
Ность наличия которых в мире трудно оценить однозначно: революция, работа, время и т. д. Есть, наконец, понятия, репрезентирующие явно отсутствующие в физической реальности сущности: баба Яга, тролль, волшебник и т. д. Соответственно и механизмы формирования всех этих понятий в принципе не могут быть одинаковыми.
Я рассматривал выше главные механизмы формирования понятий. Однако очевидно, что в реальности все обстоит гораздо сложнее, чем в ее схемах, выстраиваемых нами. Так, например, Л. С. Выготский (2005а) говорит о том, что развитие понятий проходит три основные ступени, которые сами состоят из этапов или фаз. Первая ступень представляет собой образование: . ,