Main » 2014 » Ноябрь » 28 » Одни понятия репрезентируют...

Одни понятия репрезентируют...

Механизмы формирования понятий нельзя рассматривать отдельно от сущ­ностей, которые эти понятия репрезентируют. Одни понятия репрезентируют конкретные объекты реальности: Нью-Йорк, собака Пират, Гагарин и т. д. Таких конкретных понятий у человека, кстати, не очень много. Общие абстрактные понятия репрезентируют сущности, которым в физическом мире ничего не соот­ветствует, но которые тем не менее выступают в качестве универсальных моделей определенных множеств объектов реальности. К ним относятся, например, стол, собака, дерево (вообще), которых нет в окружающем мире, где имеются лишь конкретные объекты. Понимание факта отсутствия в окружающем нас мире сущ­ностей, обозначаемых общими абстрактными понятиями, затрудняется тем, что эти же понятия обычно используются для обозначения конкретных объектов, входящих в соответствующее множество: дерево под окном, дерево у беседки, дерево возле калитки и т. д.



Есть понятия, репрезентирующие сущности, которые наличествуют лишь в нашей психической реальности. Например, цвет, вкус, запах и т. п. Многие понятия репрезентируют сущности, присутствующие в окружающем мире с раз­ной степенью вероятности, то есть гипотетические: квант, энергия, гравитация, физическая струна и т. п. Некоторые понятия репрезентируют сущности, реаль­



Глава 2.1. Понятия 411



Ность наличия которых в мире трудно оценить однозначно: революция, работа, время и т. д. Есть, наконец, понятия, репрезентирующие явно отсутствующие в физической реальности сущности: баба Яга, тролль, волшебник и т. д. Соот­ветственно и механизмы формирования всех этих понятий в принципе не могут быть одинаковыми.



Я рассматривал выше главные механизмы формирования понятий. Однако очевидно, что в реальности все обстоит гораздо сложнее, чем в ее схемах, выстра­иваемых нами. Так, например, Л. С. Выготский (2005а) говорит о том, что развитие понятий проходит три основные ступени, которые сами состоят из этапов или фаз. Первая ступень представляет собой образование: . ,

Просмотров: 125 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.