Не надо забывать слова У. Оккама. . . ....... 3. Пылишин...
Существуют теории, пытающиеся предложить нестандартные подходы. Например, согласно теории ментальных пропозиций Л. Барсалу (L. W. Barsalou, 1982; 1989) образы не являются объяснительной категорией и как за ними, так и за словами лежит одна и та же гомогенная форма репрезентаций, понимаемая автором по образцу логического пропозиционального исчисления. >
Несмотря на то что еще античные мыслители провозгласили и самые авторитетные умы человечества многократно потом подтверждали, что нет и не может быть ничего достовернее того, что имеем мы в своем сознании, многие когнитивисты так не считают. Они опять говорят: «Ладно, допустим, ментальные образы есть, но это все равно эпифеномены, вот за образами стоят подлинные явления -.>>№; ««л>гд» -1че -ыъь; asgst; г »!.»•« •.•т. О’йг,-. г.
1 Гипостазирование — наделение самостоятельным бытием какого-либо отвлеченного понятия, свойства, идеи (например, «числа» в пифагореизме и т. п.) [Большой энциклопедический словарь, 1996]
Глава 2.1. Понятия 381
Возникает вопрос: образы вы реально обнаруживаете в собственном сознании и не можете их отвергнуть, «подлинные» же явления вы не переживаете, тогда как вы их обнаружили?
В очередной раз повторюсь: в сознании (и психике в целом) есть только то, что каждый при желании легко может там обнаружить интроспективно. И ничего сверх того. Не надо забывать слова У. Оккама. . . .......
3. Пылишин тем не менее пишет: " ' .
Пока мы признаем, что люди могут переходить от мысленных картин к мысленным словам и наоборот, мы вынуждены заключить, что должна существовать репрезентация (более абстрактная и не представленная в сознании), которая обслуживает и то и другое. Иными словами, должен существовать некоторый общий формат или язык общения. Эта проблема усугубляется, если мы упорствуем в использовании распространенной, но совершенно ошибочной метафоры «мысленного взора», ибо тогда нам приходится объяснять форму репрезентации в «разуме мысленного взора», который, очевидно, недоступен интроспекции [цит. по: Р. Л. Солсо, 1996, с. 300].