Мышление использует оба эти класса...
Психологи, философы и программисты делят представления на два больших класса: аналогические и символические. Аналогии обладают некоторыми из действительных характеристик объекта, который они представляют. Символы, напротив, не несут в себе никакой связи с обозначаемым объектом. ...Мышление использует оба эти класса представлений [с. 350].
...многие наши знания существуют в форме аналогий, называемых психическими образами [с. 351-352]. -1К - ^ ».
Некоторые из них (психических представлений. — Авт.) являются образами, более или менее точно отражающими основные черты предметов и событий. Другие психические представления более абстрактны, почти так же, как слова в языке [с. 351].
При этом многие исследователи почему-то не замечают, во-первых, очевидной феноменологической связи между образами и понятиями. Во-вторых, условности
1 В понятие вербальный я вкладываю, как уже говорил выше, лишь один смысл — связанное со словом.
2 См. примечание (3) в конце книги.
368 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Такого разделения в силу общей феноменологической природы психических репрезентаций. В-третьих, того, что символический, или понятийный, уровень моделирования реальности базируется и вытекает из уровня сенсорного моделирования.
Между тем вербальные образы, имеющие понятное субъекту значение (понятия), — лишь особая разновидность обычных чувственных образов, все отличие которых от прочих образов заключается только в наличии у них особого символического значения. Эволюционный смысл их появления заключается в том, что вербальное символическое моделирование позволяет сознанию «оторваться», наконец, от громоздких чувственных моделей мира, репрезентировать его намного шире и вообще иначе. Как замечают Р. Л. Аткинсон, Р. С. Аткинсон, Э. Е. Смит и др. (2007): пя> &# ч чш'ЦЯ'ъг
...рассматривая различные объекты как представителей одного и того же понятия, мы уменьшаем сложность мира (чувственно смоделированного. — Авт.), который нам надо представлять мысленно [с. 374]. >г .г-^да. уГ’.- Ы'г -