Используется, например, опыт...
Глава 2.1. Понятия 391
Стоянии воспроизвести эту фрагментарную информацию об отдельных признаках слова [с, 113-114].
Данные эксперименты лишний раз подтверждают, что само слово даже без присущего ему символического значения представлено в сознании в форме особой модели-репрезентации данного физического объекта, включающей в себя в том числе визуальные образы его частей. При этом какие-то из них могут стираться из памяти, тогда как другие человек в состоянии вспомнить.
Образ слова, или вербальный образ, Большой толковый психологический словарь (2001) определяет так:
1. Перекодирование зрительного образа в вербальную форму. 2. Эхоическая память... [с. 123]. .
:з -1-г - - j.. >•' < ,с; ч.
Вряд ли данное определение может нас устроить, поэтому я, за неимением лучшего, определил бы понятие вербальный образ как образ слова, представленный в сознании в разных модальностях: слуховой, зрительной, тактильной (у слепых) и даже кинестетической. Причем образ, понимаемый переживающим его человеком именно в качестве слова.
Р. Л. Солсо [1996, с. 326] пишет, что в основу модели опознания слов Мортон заложил логоген — гипотетическую конструкцию, суммирующую сенсорную информацию о воспринимаемом слове до тех пор, пока не будет достигнут некий критический порог, вызывающий ответ, соответствующий определенному классу стимулов. Логоген, по мнению автора, формируется из сенсорной информации разного вида: слуховой, зрительной или контекстуальной. Используется, например, опыт восприятий объектов, связанных со словом «стол»: чтения слова «стол», прослушивания звучания слова «стол» или появления слова «стол» в виде ассоциаций к слову «стул». Все эти образы будут суммироваться в логогене, относящемся к слову «стол». Мортоновский логоген очень напоминает то, что я называю моделью-репрезентацией слова. ,
2.1.6. Предпонятие и модель-репрезентация
В. фон Гумбольдт (2001) пишет:
...соединение звука со своим значением в языке так же непостижимо, как связь тела с духом. ...Можно сколь угодно дробить понятия, расчленять слова, но мы от этого еще ни на шаг не приблизимся к разгадке таинственного соединения мысли со словом [с. 166].