Main » 2014 » Ноябрь » 16 » Используется, напри­мер, опыт...

Используется, напри­мер, опыт...

Глава 2.1. Понятия 391



Стоянии воспроизвести эту фрагментарную информацию об отдельных признаках слова [с, 113-114].



Данные эксперименты лишний раз подтверждают, что само слово даже без присущего ему символического значения представлено в сознании в форме особой модели-репрезентации данного физического объекта, включающей в себя в том числе визуальные образы его частей. При этом какие-то из них могут стираться из памяти, тогда как другие человек в состоянии вспомнить.



Образ слова, или вербальный образ, Большой толковый психологический сло­варь (2001) определяет так:



1. Перекодирование зрительного образа в вербальную форму. 2. Эхоическая па­мять... [с. 123]. .



:з -1-г - - j.. >•' < ,с; ч.



Вряд ли данное определение может нас устроить, поэтому я, за неимением луч­шего, определил бы понятие вербальный образ как образ слова, представленный в сознании в разных модальностях: слуховой, зрительной, тактильной (у слепых) и даже кинестетической. Причем образ, понимаемый переживающим его человеком именно в качестве слова.



Р. Л. Солсо [1996, с. 326] пишет, что в основу модели опознания слов Мортон заложил логоген — гипотетическую конструкцию, суммирующую сенсорную информацию о воспринимаемом слове до тех пор, пока не будет достигнут некий критический порог, вызывающий ответ, соответствующий определенному классу стимулов. Логоген, по мнению автора, формируется из сенсорной информации разного вида: слуховой, зрительной или контекстуальной. Используется, напри­мер, опыт восприятий объектов, связанных со словом «стол»: чтения слова «стол», прослушивания звучания слова «стол» или появления слова «стол» в виде ассо­циаций к слову «стул». Все эти образы будут суммироваться в логогене, относя­щемся к слову «стол». Мортоновский логоген очень напоминает то, что я называю моделью-репрезентацией слова. ,



2.1.6. Предпонятие и модель-репрезентация



В. фон Гумбольдт (2001) пишет:



...соединение звука со своим значением в языке так же непостижимо, как связь тела с духом. ...Можно сколь угодно дробить понятия, расчленять слова, но мы от этого еще ни на шаг не приблизимся к разгадке таинственного соединения мысли со словом [с. 166].

Просмотров: 128 / Добавил: admin / Дата: 03.12.2024
Comments 0
Total comments: 0
.