Main » 2014 » Ноябрь » 18 » Б. М. Величковский...

Б. М. Величковский...

В моем представлении предпонятие — это модель-репрезентация определен­ного объекта окружающего ребенка мира, еще не ассоциированная с моделью - репрезентацией соответствующего слова, но уже способная выступить в качестве сенсорного значения последнего. Связываясь с образами1 данного слова, обозна­чающего предмет, предпонятие (модель-репрезентация обозначаемого словом предмета) становится значением соответствующего понятия. Понятие, таким образом, есть лишь тот вербальный образ2, который имеет определенное симво­лическое значение, а не всякий образ слова. Образ слова неизвестного мне языка не является для меня понятием, так как не наполнен специфическим смыслом. Д. Беркли (2000) пишет:



Лишь только мы услышали слова привычного нам языка... как уже идеи, соответству­ющие им, сами появляются в наших душах: в один и тот же момент в разум входят звук и значение; так тесно они связаны, что не в нашей власти устранить одно, допуская другое: мы можем удалить их только вместе. Мы даже поступаем во всех отношениях так, как если бы слышали те же самые мысли непосредственно [94, с. 40-41]. .



И полимодальные, и даже мономодальные модели-репрезентации предметов представляют собой сенсорные предпонятия. Б. М. Величковский (2006а) обсуж­дает сходный термин с близким значением — протопонятие:



Формирующиеся в результате адаптации движений к свойствам объектов устойчивые схемы сенсомоторной активности постепенно закладывают основу для протопонятий, например для представления о постоянстве существования предмета, после чего (в возрасте 6-7 месяцев) младенец впервые начинает искать объект, исчезнувший из его поля зрения [с. 185].



Впрочем, для того, чтобы «младенец начал искать исчезнувший объект», недо­статочно «представления о постоянстве существования предмета». Необходима модель-репрезентация предмета, которая остается в сознании младенца даже после исчезновения объекта из его поля зрения и репрезентирует факт наличия данного объекта вообще и среди окружающих ребенка сейчас объектов в частности. Эта ре­презентация ни в коем случае не является просто «устойчивой схемой сенсомоторной активности», даже если данная активность направлена на взаимодействие с объектом. Безусловно, двигательные результаты взаимодействия младенца с объектом включе­ны в модель-репрезентацию объекта, но она далеко не исчерпывается ими.

Просмотров: 116 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.