Вопрос о существовании доопытного, не требующего...
Б. М. Величковский (2006а) тоже пишет:
В рационализме, особенно в работах Канта, как известно, постулировалось существование априорных категорий. В XX в. кантианская точка зрения разделялась гештальтпсихологами и «школой Бюлера» — Конрадом Лоренцем и Карлом Поппером. Вопрос о существовании доопытного, не требующего логического вывода знания перестал сегодня быть предметом одних лишь умозрительных построений. Исследования... показывают, что эта кантианская точка зрения, похоже, действительно находит подтверждение в отношении некоторых самых общих аспектов наших знаний о мире, таких как представления о постоянстве существования предметов и трехмерности пространства [с. 15-16].
Представления об априорном знании и врожденных идеях, существующие в литературе, очень разнообразны, и часто идеи даже тех, кто признает наличие «врожденного» знания, исключают друг друга. Г. Спенсер (1897), например, полагает, что важные для выживания рода аспекты опыта биологически закрепляются в механизмах мышления и затем влияют на мыслительную деятельность новых поколений. Соответственно априорное для индивида является апостериорным1 для рода. И. П. Меркулов (2006) считает, что:
...некоторые элементарные математические структуры врожденны в силу генетической детерминированности встроенных в нашу когнитивную систему относительно «низкоуровневых» аналитических стратегий знаково-символического мышления [с. 322].
Т. Г. Румянцева отмечает:
В современной методологии науки к априорным формам знания относятся исходные постулаты науки, хотя при этом признается в их выборе момент условности и конвенциональное™ [Новейший философский словарь, 1998, с. 45].
____________________________________________ .«г.. ,
1 Апостериори... знание, полученное из опыта, в противоположность a priori («доопытному» знанию). ...Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта, не согласовывающегося со старым [Новейший философский словарь, 1998, с. 44].