Main » 2014 » Декабрь » 30 » Вопрос о существовании доопытного, не требующего...

Вопрос о существовании доопытного, не требующего...

Б. М. Величковский (2006а) тоже пишет:



В рационализме, особенно в работах Канта, как известно, постулировалось суще­ствование априорных категорий. В XX в. кантианская точка зрения разделялась гештальтпсихологами и «школой Бюлера» — Конрадом Лоренцем и Карлом Поп­пером. Вопрос о существовании доопытного, не требующего логического вывода знания перестал сегодня быть предметом одних лишь умозрительных построений. Исследования... показывают, что эта кантианская точка зрения, похоже, действитель­но находит подтверждение в отношении некоторых самых общих аспектов наших знаний о мире, таких как представления о постоянстве существования предметов и трехмерности пространства [с. 15-16].



Представления об априорном знании и врожденных идеях, существующие в литературе, очень разнообразны, и часто идеи даже тех, кто признает наличие «врожденного» знания, исключают друг друга. Г. Спенсер (1897), например, пола­гает, что важные для выживания рода аспекты опыта биологически закрепляются в механизмах мышления и затем влияют на мыслительную деятельность новых поколений. Соответственно априорное для индивида является апостериорным1 для рода. И. П. Меркулов (2006) считает, что:



...некоторые элементарные математические структуры врожденны в силу генетиче­ской детерминированности встроенных в нашу когнитивную систему относительно «низкоуровневых» аналитических стратегий знаково-символического мышления [с. 322].



Т. Г. Румянцева отмечает:



В современной методологии науки к априорным формам знания относятся исходные постулаты науки, хотя при этом признается в их выборе момент условности и кон­венциональное™ [Новейший философский словарь, 1998, с. 45].



____________________________________________ .«г.. ,



1 Апостериори... знание, полученное из опыта, в противоположность a priori («доопытному» знанию). ...Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, но­сит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта, не согласовывающегося со старым [Новейший философский словарь, 1998, с. 44].

Просмотров: 97 / Добавил: admin / Дата: 05.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.