Вербальное мышление не существует вне чувственного...
Описывая мышление, Л. С. Выготский (2005с) говорит о трудностях трансформирования чувственных моделей в вербальные, которое носит название вербализации:
Мысль не состоит из отдельных слов — так, как речь. Если я хочу передать мысль: я ви - . , дел сегодня, как мальчик в синей блузе и босиком бежал по улице, — я не вижу отдельно s и мальчика, отдельно блузу, отдельно то, что она синяя, отдельно то, что он без башмаков, ; отдельно то, что он бежит. Я вижу все это вместе в едином акте мысли (как правило,
1 в форме визуального образа бегущего мальчика. — Авт.), но я расчленяю это в речи на отдельные слова. ...Мысль можно было бы сравнить с нависшим облаком, которое проливается дождем слов. Поэтому процесс перехода от мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах [с. 434].
:ir Трудности вербализации сенсорной конструкции Л. С. Выготский (2005с) иллюстрирует на примере одного из героев Г. Успенского, который говорит:
Я бы тебе, друг ты мой, сказал вот как, эстолько го вот не утаил бы, — да языка-то нет у нашего брата... вот что я скажу, будто как по мыслям и выходит, а с языка-то не слезает. То-то и горе наше дурацкое [с. 433].
542 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
М. Коул и Сильвия Скрибнер [1977, с. 151] отмечают, что в вербализации наиболее отчетливо проявляется влияние образования.
Вербальное мышление не существует вне чувственного мышления, так же как и чувственно-наглядное (созерцательное, по Вундту) мышление у взрослого человека не может существовать без понятийного. Эти два вида мышления у человека неразрывно связаны между собой, и обсуждать их изолированно можно лишь теоретически. Потому, например, «личное тождество», о котором пишет У. Джеймс [2000, с. 59], и не поддается интеллектуальному истолкованию при помощи концептов (понятий). Оно переживается на уровне не вербального, а чувственного мышления. На уровне понятий оно лишь вербализуется. В попытке изолированного рассмотрения чувственного и понятийного мышления коренятся те самые «головоломки, возникающие при переводе перцептов на язык концептов», обсуждаемые У. Джеймсом [2000, с. 58-61].