Main » 2015 » Январь » 12 » В то же время учебни­ки психологии, напротив, почти...

В то же время учебни­ки психологии, напротив, почти...

2.5.2. Понятия в логике



Нельзя не отметить тот факт, что логика внесла существенно больший, чем психология, вклад в разработку проблемы понятий и понятийного мышления. В настоящее время во всех учебниках логики представлены большие разделы, посвященные понятиям, суждениям и умозаключениям. В то же время учебни­ки психологии, напротив, почти не включают данные разделы или включают их в урезанном виде. Это выглядит не менее странно, чем выглядело бы, например, отсутствие в них раздела «восприятие».



Представления о понятиях в логике существенно различаются. Одни исследо­ватели рассматривают понятие как «форму мышления, в которой отражаются су­щественные признаки вещей и явлений» [М. С. Строгович, 2004, с. 75] или «классы однородных предметов» [А. Д. Гетманова, 2007, с. 40]. Другие — как «общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом» [А. А. Ивин, 1999, с. 41].



А. А. Ивин (1999) пишет, например: j - ль -



> Иногда понятия отождествляются с содержанием общего имени, со смыслом, стоя­щим за таким именем [с. 41 ].



В логике выделяют содержание понятия — совокупность существенных признаков класса или классов однородных предметов, охватываемых понятием, и объем поня­тия — все предметы или явления, к которым приложимо данное понятие. Например, содержанием понятия ромб является совокупность двух существенных признаков:



1) быть параллелограммом и 2) иметь равные стороны; а объемом понятия раиб яв­ляются все ромбы, которые существуют, существовали или будут существовать.



Понятия делятся в логике на единичные — обозначающие определенный пред­мет, явление или событие, например: Париж (столица Франции),« Черный квадрат» (картина Малевича), «Челленджер» (космический челнок) и т. д., и общие — охва­



Глава 2.5. Вербальные конструкции и логика 517



Тывающие группу, класс однородных явлений, предметов, вещей, например: стол, бумага, планета и т. д. [М. С. Строгович, 2004, с. 85-86]. Среди общих понятий выделяют универсальные — те, в которые «входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений» [А. Д. Гетманова, 2007, с. 45]. В особую группу понятий выделяются категории —

Просмотров: 99 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.