В результате каждый испытуемый группировал...
,...функционально-образные операции мышления заменяются семантическими и логическими операциями, в которых слова (понятия. — Авт.) становятся основным средством абстрагирования и обобщения... Обычно вместо попыток подобрать
1 ...Мы организуем наше знание посредством структур, называемых идеализированными когнитивными моделями... Наилучший способ обрисовать, что такое ИКМ, — это прибегнуть к помощи примеров. ...Возьмем... слово Tuesday, вторник. Tuesday может быть определен только относительно ИКМ, которая включает естественный цикл, заданный движением солнца, стандартные способы определения, когда кончается один день и начинается другой, и семидневный календарный цикл большего размера — неделю. В этой идеализированной модели неделя представляет собой целое, состоящее из семи частей, организованных в линейную последовательность; каждая часть называется «день», а третий из этих дней — Tuesday. ...Наша модель недели называется идеализированной. Семидневные недели не существуют объективно в природе. Они созданы людьми [Дж. Лакофф, 2004, с. 99-100].
Глава 2.2. Категории 437
«сходные предметы» они (взрослые испытуемые, не имевшие никакого образования или имевшие начальное образование. — Авт.) принимались отбирать предметы, «подходящие для определенной цели». ...Например, «этот предмет» был необходим, чтобы выполнить одну работу, а «тот» — для другой работы. Они не видели никакой необходимости сравнивать и группировать все предметы и разносить их по особым категориям. ...В результате каждый испытуемый группировал предметы... в зависимости от той образной ситуации, которую он себе представлял. ...Когда мы пытались предложить испытуемым другой способ классификации предметов, основанный на абстрактных принципах, они обычно отвергали его на том основании, что такой подход не отражает присущие предметам связи и что человек, занимающийся подобной группировкой, просто «глуп» [с. 312-313]. , . «, Ьнчыщ',
Следовательно, абстрактные иерархии понятий и соответствующие им способы классификации объектов человек усваивает лишь в процессе специального обучения. Мне кажется естественным предположить, что привычные нам абстрактные классификации, представляющиеся западному мышлению наиболее, а то и единственно адекватными, по-видимому, имеют больше теоретическое и общенаучное, чем практическое, значение в реальной жизни людей. А. Р. Лурия [2005, с. 314] подтверждает это, отмечая, что испытуемые, которые имели основы школьного образования, давали уже смесь практических и теоретических методов обобщения.