Main » 2014 » Декабрь » 29 » В рамках восточной гносеологической...

В рамках восточной гносеологической...

Априорное знание вовсе не ограничено логическим знанием... Вероятно, наиболее важным примером априорного знания является знание этических ценностей [Б. Рас­сел, 2007, с. 73].



Проблема врожденных идей — это отнюдь не канувшее в прошлое заблуждение старых авторов, а вполне актуальная и сегодня реальность науки. В. В. Миронов и А. В. Иванов (2005) полагают, например, что:



...у индивида существует целый комплекс привычных доопытных идей и устано­вок, формирующих его картину мира, более или менее одинаковую с картинами мира у других людей: эталоны восприятия цвета, звука и формы, категориальные структуры мышления, языковая компетенция и т. д. Сам основоположник транс - ценденталистского взгляда на субъект познания (И. Кант. — Авт.) уклонялся от вопроса, каково происхождение этого доопытного познавательного ядра в каждом человеке. По И. Канту, он попросту лишен смысла: структуры трансцендентальной



1 Врожденные идеи — представления и знания, которые не могут быть приобретены, посколь­ку они не имеют отношения к чувственному миру (например, математические и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время имеется тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные [Философский энциклопедический словарь, 1998, с. 78].



2 Априорный — «означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию из­начально» [Новейший философский словарь, 1998, с. 45].



482 Часть II. Феноменология символических репрезентаций



Субъективности априорны (кантовскую априорность (доопытность) не следует путать с декартовскими врожденными идеями. Такая позиция неприемлема для кениг­сбергского мыслителя в силу ее натурализма). ...Н. Хомский и К. Лоренс считали их («доопытные идеи и установки». — Авт.) биологически врожденными формами адаптации к миру; Ж. Пиаже — следствием инвариантных структур деятельности, которыми ребенок овладевает на ранних стадиях развития. Марксистская парадигма рассматривала их как продукт влияния инвариантов культурной среды. В рамках восточной гносеологической традиции также признается существование устойчивого познавательного ядра личности, но оно связывается с механизмами духовной врож­денности, с универсальными когнитивными характеристиками монад, остающимися неизменными в череде их духовного перерождения. Известно, что и в христианских религиозных гносеологических моделях признается некое духовное врожденное ядро субъективности, обеспечивающее общность базовых признаков познания и практи­ческой деятельности... [с. 287].

Просмотров: 110 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.