В рамках восточной гносеологической...
Априорное знание вовсе не ограничено логическим знанием... Вероятно, наиболее важным примером априорного знания является знание этических ценностей [Б. Рассел, 2007, с. 73].
Проблема врожденных идей — это отнюдь не канувшее в прошлое заблуждение старых авторов, а вполне актуальная и сегодня реальность науки. В. В. Миронов и А. В. Иванов (2005) полагают, например, что:
...у индивида существует целый комплекс привычных доопытных идей и установок, формирующих его картину мира, более или менее одинаковую с картинами мира у других людей: эталоны восприятия цвета, звука и формы, категориальные структуры мышления, языковая компетенция и т. д. Сам основоположник транс - ценденталистского взгляда на субъект познания (И. Кант. — Авт.) уклонялся от вопроса, каково происхождение этого доопытного познавательного ядра в каждом человеке. По И. Канту, он попросту лишен смысла: структуры трансцендентальной
1 Врожденные идеи — представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (например, математические и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время имеется тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные [Философский энциклопедический словарь, 1998, с. 78].
2 Априорный — «означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально» [Новейший философский словарь, 1998, с. 45].
482 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Субъективности априорны (кантовскую априорность (доопытность) не следует путать с декартовскими врожденными идеями. Такая позиция неприемлема для кенигсбергского мыслителя в силу ее натурализма). ...Н. Хомский и К. Лоренс считали их («доопытные идеи и установки». — Авт.) биологически врожденными формами адаптации к миру; Ж. Пиаже — следствием инвариантных структур деятельности, которыми ребенок овладевает на ранних стадиях развития. Марксистская парадигма рассматривала их как продукт влияния инвариантов культурной среды. В рамках восточной гносеологической традиции также признается существование устойчивого познавательного ядра личности, но оно связывается с механизмами духовной врожденности, с универсальными когнитивными характеристиками монад, остающимися неизменными в череде их духовного перерождения. Известно, что и в христианских религиозных гносеологических моделях признается некое духовное врожденное ядро субъективности, обеспечивающее общность базовых признаков познания и практической деятельности... [с. 287].