Main » 2014 » Декабрь » 25 » В оптике ситуация совершенно другая. Подобно...

В оптике ситуация совершенно другая. Подобно...

К. Поппер (2002) замечает:



Если Уорф прав (описывая весьма специфические представления о времени индей­цев племени хопи. — Авт.), тогда наше интуитивное понимание времени, то есть способ, которым мы «видим» временные отношения, частично зависит от нашего языка, наших теорий и мифов, включенных в язык, иначе говоря — наша европейская интуиция времени в значительной степени обусловлена греческим происхождением нашей цивилизации с ее упором на дискурсивное мышление. В любом случае наша интуиция времени может меняться с изменением наших теорий. Интуиции Ньютона, Канта и Лапласа отличаются от интуиции Эйнштейна, и роль времени в физике элементарных частиц отличается от роли времени в физике твердого тела, особенно в оптике. Физика элементарных частиц утверждает существование подобного лезвию непротяженного мгновения, punctum temporis, которое отделяет прошлое от буду­щего, и тем самым существование временной координаты, состоящей из (контину­ума) непротяженных мгновений, а в конечном итоге существование мира, «состоя­ние» которого может быть задано для любого такого непротяженного мгновения. В оптике ситуация совершенно другая. Подобно тому как существуют простран­ственно протяженные растры в оптике, части которых взаимодействуют на зна­чительном расстоянии в пространстве, так существуют и протяженные во време­



Глава 2.3. Понятия и структурирование окружающей реальности 469



Ни события (волны, обладающие частями), части которых взаимодействуют в течение значительного промежутка времени. Поэтому в силу законов оптики в физике не может быть какого-либо состояния мира в некоторый момент времени. Эта аргумен­тация должна дать и действительно дает совершенно другое понимание нашей ин­туиции: то, что называлось кажущимся настоящим временем в психологии, не явля­ется ни кажущимся, ни характерным только для психологии, а подлинным и имеющим место уже в физике. Таким образом, не только общая концепция интуиции как не­погрешимого источника знания является мифом, но и наша интуиция времени также подлежит критике и исправлению... [с. 135-136].

Просмотров: 102 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.