В науке тысячелетиями поддерживалась...
...логика изучает законы правильного мышления... Свойства самой мысли и те условия, которые мысль должна соблюдать, чтобы быть правильной [М. С. Строгович, 2004, с. 15].
Формальная логика является «важнейшим и наиболее зрелым разделом логики» [А. А. Ивин, 1999, с. 372]. Она получила свое наименование от предмета, которым занимается, — «форм мыслей и рассуждений», обеспечивающих получение новых истин на основе уже установленных, а также критериев правильности и обоснованности этих форм. В науке тысячелетиями поддерживалась претензия логики на раскрытие и обучение людей некоему необходимому и правильному1 мышлению.
Большинство авторов полагают, что:
...познающее мышление... подчинено некой принудительной силе, его результаты во многом детерминированы и предопределены [Новейший философский словарь, 1998, с. 371].
Предопределены они «предшествующим знанием», а также тем, что:
...достоверность результатов различных по содержанию рассуждений зависит не только от истинности исходных положений (посылок), но и от отношений между ними, способа их соединения, то есть от формы рассуждения [там же].
Не только в логике и философии, но и в естествознании, и даже психологии общепринято, что логика имеет самое непосредственное отношение к мышлению. Дж. Андерсон [2002, с. 304] указывает, что до XX столетия логика и мышление часто считались одним и тем же. Н. Смит [2003, с. 93] сообщает, что известный ирландский математик Джордж Буль назвал в 1854 г. свою книгу по логическому исследованию, содержавшую описание двоичной алгебры, «Исследования законов мышления». Эта книга предназначалась, «прежде всего, чтобы исследовать фундаментальные законы тех умственных операций, с помощью которых осуществляются умозаключения».
1 ...Правильным является лишь такое мышление, в котором соответствующий действительности вывод получается в результате правильной связи мыслей. ...Для этого необходимо:
1) чтобы те положения, которые являются исходными в нашем рассуждении и которые в логике называются посылками, были истинны, верно отражали действительность и 2) чтобы самый ход рассуждения, путь развития мысли был связным, последовательным, обоснованным [М. С. Строгович, 2004, с. 13-14].