У взрослых людей категоризация, безусловно, играет...
Дж. Брунер (1977) полагает, что:
...если бы какое-нибудь восприятие оказалось не включенным в систему категорий, r: s то есть свободным от отнесения к какой-либо категории, оно было бы обречено <Wa' оставаться недоступной жемчужиной, жар-птицей, погребенной в безмолвии индивидуального опыта [с. 16].
Я лишь дополню, что таких «жемчужин» в нашем сознании бесчисленное множество.
Выводы Дж. Брунера, вероятно, верны применительно к восприятию взрослого человека, но ни о какой категоризации нельзя говорить у маленьких детей или у животных. Если уж и использовать этот неудачный в данном контексте термин, то тогда следует говорить по крайней мере о двух уровнях обработки воспринятой информации: сенсорном и вербальном. Категоризации на сенсорном уровне нет и быть не может по определению, но тем не менее, как сообщает, например, Г. Крайг (2004):
г...в промежутке между 5-м и 8-м месяцем многие малыши начинают играть в социаль -
• ные игры, такие как «ку-ку», «до свидания» или «куличики»; им нравится передавать взрослому какой-нибудь предмет и получать его обратно [с. 222].
Глава 2.2. Категории 433
Следовательно, они, не владея еще понятиями и не осуществляя категоризации, обладают уже механизмом сенсорного распознавания объектов, который предшествует собственно категоризации. ; >
У взрослых людей категоризация, безусловно, играет важную роль в восприятии. Понятия могут облегчать актуализацию в сознании воспринимающего имеющейся в его памяти модели-репрезентации известного ему воспринимаемого им объекта, даже если сенсорной информации явно недостаточно, что красиво показал Дж. Брунер (1977):
Допустим, я смотрю на камин... и вижу лежащий на нем прямоугольный предмет. ...Что это: пластиковая плитка, которую я заказал для одного прибора, или какая-то книга? Я вспоминаю, что пластик у меня внизу в одной из лабораторий. Таким образом, этот предмет — книга, и я ищу дальнейших указаний, всматриваясь в ее темно-красный переплет. Кажется, я вижу на нем золотое пятно. Это книга издательства «Мак-Гроу Хилл», вероятно, работа Дж. Миллера «Язык и коммуникация», которую я читал сегодня после обеда. Если хотите, это процесс постепенного сужения, последовательного ограничения категорий, к которым мы относим наш предмет [с. 25-26].