То, что логика...
Вопрос: как найти такой «определяющий признак» и есть ли он вообще? Впрочем, сам автор, понимая данную трудность, замечает [с. 142], что все классификации имеют относительный характер.
1 Классификация — это многоступенчатое, разветвленное деление [А. А. Ивин, 2003, с. 54].
Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным признакам (вспомогательная). При естественной классификации, зная, к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах [А. Д. Гетманова, 2007, с. 74].
522 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Принято считать, что понятия образуются путем таких логических приемов, как анализ и синтез, абстракция и обобщение1. Однако «логического» в этих приемах — лишь то, что традиционно все они рассматриваются в курсе логики, а не психологии.
То, что логика разработала и инкорпорировала в себя большой раздел общей психологии — психологию понятий и конструкций из них, существенно повысило авторитет логики. Однако от этого ни конструкции из понятий, ни способы их образования, ни операции мышления с понятиями не стали логическими.
2.5.3. Абстрактные понятия и чувственные репрезентации
Вопрос о роли и месте чувственных репрезентаций в структуре абстрактных понятий широко и давно дискутируется. М. Мерло-Понти (1999), например, полагает, что:
...ни одно из них (понятий. — Авт.) не может быть понято без соотнесения со структурами зрительного восприятия [с. 184]. ; 5, ши. . ^ ; , - , ~,
В. В. Петухов [2004, с. 635] замечает, что вопрос о значимости чувственных репрезентаций для абстрактных понятий обсуждается и сейчас, хотя впервые демонстрации представленности чувственных элементов в абстрактных понятиях проводились еще сторонниками ассоцианизма (Э. Титченер). Ссылаясь на А. Пэйвио, В. Ф. Петренко [2005, с. 42-43] гоже пишет, что даже абстрактные понятия имеют некоторую «чувственную привязку».