Main » 2014 » Декабрь » 15 » Таково же «идеальное млекопитающее». И. П. Меркулов...

Таково же «идеальное млекопитающее». И. П. Меркулов...

444 Часть II. Феноменология символических репрезентаций



Автор ссылается на данные Д. Нормана, согласно которым для учащихся сред­ней школы в Северной Каролине «идеальное животное» оказывается чем-то вроде волка или собаки. Таково же «идеальное млекопитающее». И. П. Меркулов (2006) полагает, что: v, >»»»,;. >t» ,с.



...некоторые наши мыслительные преобразования (операции)... (скорее всего, в силу двойного кодирования информации в нашей когнитивной системе) требуют только конкретных репрезентаций, и потому одна из функций прототипов — запускать эти процессы [с. 258].



Возникает вопрос: действительно ли мы замещаем в мышлении понятия про­тотипами и вообще используем в своем мышлении прототипы?



Мне представляется, что прототипы — это лишь удобные и понятные исследо­вательские конструкты и их как таковых вовсе нет в человеческом сознании. Они не являются психическими феноменами, поэтому наше мышление вовсе их не ис­пользует, оперируя понятиями и моделями-репрезентациями. !



Цитируя Л. Брукса (L. R. Brooks), И. П. Меркулов (2006) пишет:



Характерно, что дети в возрасте приблизительно до 10 лет в процессе катего­ризации объектов ориентируются исключительно на прототипы. Это позволяет предположить, что прототипы многих классических понятий становятся известны людям до познания их сущности. Только с 10 лет и старше дети демонстрируют



I ясный сдвиг от прототипа к сущности как окончательному арбитру в выборе по­нятийного содержания, и в этом, бесспорно, проявляется влияние систематического <, образования [с. 259].



Думается, что автор называет «прототипами» сенсорные значения понятий, а «сущностью» понятий — их вербальное значение. Еще в многочисленных ис­следованиях Ж. Пиаже и его сотрудников было установлено, что формирование вербального значения понятий у детей, естественно, задерживается по сравнению с чувственным значением тех же понятий. И поэтому при объяснении окружающим значения понятий детям легче пользоваться образцами.



Другое дело, что дети и даже некоторые взрослые, как пишет И. П. Меркулов

Просмотров: 119 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.