Main » 2015 » Январь » 7 » Так, сам же Дж. Андерсон (2002) продолжает: 506 Часть...

Так, сам же Дж. Андерсон (2002) продолжает: 506 Часть...

Надо откровенно признать, хотя, возможно, это и вызовет бурю возмущения, что логика не оказала сколько-нибудь заметного влияния на развитие конкрет­ных наук. Наука вообще не руководствуется теми законами построения языко­вых конструкций, которые разрабатывает логика. Разрабатываемое логикой не имеет никакого отношения к объективной физической реальности, потому что формальная логика занимается анализом формальных же конструкций языка, а далеко не все они даже являются адекватными моделями окружающего нас мира. Соответственно, естественные науки, которые пытаются моделировать объективную реальность, имеют достаточно косвенное отношение или вовсе не имеют отношения к тому, чем занимается логика. У них разные точки при­ложения, а потому наука просто не может руководствоваться логикой. Она руководствуется практикой.



То, что формальная логика не имеет отношения к естественному мышлению, уже не секрет для психологов. Дж. Андерсон (2002), например, пишет:



! Сто лет назад раздел «Когнитивные процессы» в учебнике психологии обычно был посвящен «логическому мышлению». Тот факт, что лишь одна глава в этой книге посвящена умозаключению, отражает современное понимание того, что большая часть человеческого мышления не может считаться логическим умозаключением ни в каком разумном смысле [с. 304].



., ...нет никакой причины предполагать, что логика имеет тесную связь с когнитивными, процессами, лежащими в основе человеческого мышления [с. 305].



Тем не менее старые заблуждения удивительно живучи, и по-прежнему оста­ется, например, почти общепринятым, что логика широко применяется человеком при решении задач. Так, сам же Дж. Андерсон (2002) продолжает:



506 Часть II. Феноменология символических репрезентаций



Удивительно, но изучение логики не всегда ведет к лучшему результату в ориги­нальной задаче Уэйсона по выбору карт. В исследовании Ченга, Холиоака, Низбетта и Оливера (Cheng, Holyoak, Nisbett & Oliver, 1986) студенты колледжа, только что закончившие изучение семестрового курса логики, показали результат всего лишь на 3 % лучше, чем те, кто не изучал формальную логику. Это наблюдалось не потому, что они не знали правила логики; скорее, они не применяли их в данной логической задаче. Они предпочитали применение некоторых нелогических интерпретаций правила [с. 313-314].

Просмотров: 105 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.