Сущность идей для Платона...
В трудах У. Оккама (2010) и Дж. Локка (1985) общие понятия существуют только в разуме, тогда как в окружающем существуют лишь единичные вещи. Дж. Локк (1985) ясно говорит: Гг.£?. .V. tK4)2? .«IT
Общее и всеобщее — это создания разума [с. 471].
1 Категория... предельно общее понятие. Для него уже не существует более общего, родового понятия [Новейший философский словарь, 1998, с. 310]. шц "w. д.»
422 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
И. Кант (1980) считает, что:
...наглядное представление относится непосредственно к предмету и всегда бывает единичным, а понятие относится к предмету косвенно, при посредстве признака, который может быть общим для нескольких вещей. Понятие бывает эмпирическим или чистым; чистое понятие, поскольку оно имеет происхождение исключительно в рассудке (а не в чистом образе чувственности), называется notio. Понятие, состоящее из notiones и выходящее за пределы возможного опыта, есть идея, или понятие разума (к ноциям Кант относит категории и идеи разума. — Авт.) [с. 395].
В. Виндельбанд (2007а) замечает:
...понятия суть синтетические формы, в которых путем трансцендентальной апперцепции материал чувственных ощущений превращается в предметы. Из этого прямо следует, что категории имеют смысл лишь постольку, поскольку есть налицо материал, многообразие которого нуждается в объединении [с. 98]. t
Б. Рассел (2000) пишет:
Слово «идея» приобрело с течением времени много ассоциативных значений, совершенно несовместимых со смыслом, придаваемым Платоном «идеям». Поэтому мы предпочитаем пользоваться словом «универсалия» вместо слова «идея» для обозначения того, что Платон имел в виду. Сущность идей для Платона состоит в том, что они противоположны отдельным частным вещам, данным в ощущениях. Мы говорим обо всем том, что дано в ощущении или имеет ту же природу, что и явления, данные в ощущении, как о частном. В противоположность этому универсалия — это то, что может разделяться многими партикулярностями и обладает теми отличительными признака - .. - а - ми, которые... отличают справедливость и белизну от справедливых поступков и белых , • ; вещей. Собственные имена обозначают партикулярности, а имена существительные, , . прилагательные, предлоги и глаголы обозначают универсалии. ...Любая истина содержит универсалии, и всякое знание истин предполагает знакомство с универсалиями. ' Легко увидеть, что не может быть высказано ни одного предложения, в котором не содержалось бы по крайней мере слово, обозначающее универсалию [с. 223-224].