Сотрудник КГБ назвал его преступником
Замечательный он парень! Лапин Лапин, и пока мы живы — он тоже жив в нас. Январь 1990 г. Воспоминания брата, Анатолия Григорьевича Лапина В январе 1957 г. я был вызван на допрос в КГБ СССР, где мне было предложено дать показания в связи с возбуждением дела против моего старшего брата Лапина, арестованного за антисоветскую деятельность. В допросе принимали участие майор Кульбашный, еще один офицер КГБ, фамилии которого я не помню, а также стенографистка.
В основном допрос вел второй сотрудник, который начал с сообщения о том, что мой старший брат является чрезвычайно опасным государственным преступником, причинившим огромный ущерб советской власти. Все это произносилось весьма запальчивым тоном, с потоком оскорблений в адрес Лапина. Сотрудник КГБ назвал его преступником чуть ли не с колыбели, который с ранних лет лелеял мечту разрушить советскую власть.
Вся его прожитая жизнь была посвящена только этому, а в довершение всех бед он пытался и меня привлечь к этой преступной деятельности. Дальнейший допрос, который длился без перерыва три часа, был полностью посвящен главному пункту обвинений против моего брата, так называемой антисоветской деятельности, основным моментом которой явилась наша переписка.
На основе анализа моих писем к брату и его писем ко мне было сделано заключение, что брат, преподавая в Томском государственном университете философию, пытался воспитать из студентов стойких антисоветчиков. Практически весь поток обвинений был связан с довольно подробно рассмотренными в наших письмах вопросами венгерского восстания и ввода в Венгрию советских войск.
То, что Лапин называл этот ввод войск оккупацией и подавлением народного протеста против насаждения в Венгрии советских порядков, считалось святотатством и самым страшным грехом, прощения которому нет и не может быть.
«Там из-за угла эти подонки убивают наших ребят, а ваш брат их защищает!» — кричал следователь. «Весь советский народ поддержал интернациональную помощь родной советской армии братскому венгерскому народу, и только жалкая кучка отщепенцев вроде вашего брата смеет проливать крокодиловы слезы по поводу венгерских контрабандистов, уголовников и бандитов».