Main » 2014 » Декабрь » 7 » С другой стороны, его нельзя...

С другой стороны, его нельзя...

Парадоксально, но эти открытия И. Канта, сделанные им больше двух веков назад, до сих пор еще не поняты и не приняты в полной мере психологией.



2.2.2. Категоризация



Начнем рассмотрение категоризации1 с возвращения к описанию восприятия. Дж. Брунер пишет: v



Мы полагаем, что теория восприятия должна включать, подобно теории познания, ю мт какие-то механизмы, лежащие в основе вывода и категоризации... Всякий перцептив­ный опыт есть конечный продукт процесса категоризации [1977, с. 13-15].



F'itt! .Г»;’ ' ' тк п ;



Jj. j.,-. Восприятие включает акт категоризации. Мы подаем на вход организма некое воз - действие^ а он отвечает, относя его к соответствующему классу вещей или явлений. «Это апельсин», — заявляет субъект или нажимает на ключ, заменяя вербальный ответ двигательным [2002, с. 164].



С этим утверждением, с одной стороны, трудно спорить. С другой стороны, его нельзя принять в качестве универсального правила, так как термин категория имеет совершенно конкретное значение — «предельно общее понятие» [Новейший философский словарь, 1998, с. 310]. Соответственно, категоризация — это не что иное, как отнесение чего-либо к определенному понятию. Следовательно, если восприятие обязательно включает акт категоризации, то у животных и детей, не владеющих еще речью, нет восприятия (?!), так как они не имеют понятий. Кстати, даже у взрослого человека восприятие вообще далеко не всегда имеет отчетливую связь с понятиями.



Возможно, утверждение Дж. Брунера теоретически можно рассматривать, используя данный термин в более широком смысле, отождествляющем категорию с неким множеством сходных или тождественных объектов, то есть понимая под категоризацией процесс актуализации зрительными впечатлениями модели - репрезентации множества сходных объектов, еще не имеющей названия, но высту­пающей уже как предпонятие, предкатегория?



1 Категоризация — психический процесс отнесения единичного объекта, события, пере­живания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невер­бальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п. [Психологический лексикон, 2005, с. 212].

Просмотров: 111 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.