С другой стороны, его нельзя...
Парадоксально, но эти открытия И. Канта, сделанные им больше двух веков назад, до сих пор еще не поняты и не приняты в полной мере психологией.
Начнем рассмотрение категоризации1 с возвращения к описанию восприятия. Дж. Брунер пишет: v
Мы полагаем, что теория восприятия должна включать, подобно теории познания, ю мт какие-то механизмы, лежащие в основе вывода и категоризации... Всякий перцептивный опыт есть конечный продукт процесса категоризации [1977, с. 13-15].
F'itt! .Г»;’ ' ' тк п ;
Jj. j.,-. Восприятие включает акт категоризации. Мы подаем на вход организма некое воз - действие^ а он отвечает, относя его к соответствующему классу вещей или явлений. «Это апельсин», — заявляет субъект или нажимает на ключ, заменяя вербальный ответ двигательным [2002, с. 164].
С этим утверждением, с одной стороны, трудно спорить. С другой стороны, его нельзя принять в качестве универсального правила, так как термин категория имеет совершенно конкретное значение — «предельно общее понятие» [Новейший философский словарь, 1998, с. 310]. Соответственно, категоризация — это не что иное, как отнесение чего-либо к определенному понятию. Следовательно, если восприятие обязательно включает акт категоризации, то у животных и детей, не владеющих еще речью, нет восприятия (?!), так как они не имеют понятий. Кстати, даже у взрослого человека восприятие вообще далеко не всегда имеет отчетливую связь с понятиями.
Возможно, утверждение Дж. Брунера теоретически можно рассматривать, используя данный термин в более широком смысле, отождествляющем категорию с неким множеством сходных или тождественных объектов, то есть понимая под категоризацией процесс актуализации зрительными впечатлениями модели - репрезентации множества сходных объектов, еще не имеющей названия, но выступающей уже как предпонятие, предкатегория?
1 Категоризация — психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п. [Психологический лексикон, 2005, с. 212].