Прототип задает внешнюю...
-т По их мнению: !в й). - к, , : • •
Специальное обучение служит средством научения ядрам понятий, тогда как в лич - ном опыте мы приобретаем прототипы. Так, кто-то рассказывает ребенку, что «вор» — ,л; это тот, кто берет собственность другого человека и не собирается ее возвращать t. (ядро понятия), тогда как из свого опыта ребенок может узнать, что воры — ленивые, растрепанные и опасные (прототип) [там же].
Таким образом, прототип авторы отождествляют с образцом или даже с конкретным экземпляром, а вербальное значение понятия1 рассматривается ими как «ядро понятия».
Согласно Большому толковому психологическому словарю (2001а), прототип — тоже:
...наиболее типичный образец класса или категории вещей. ...Абстракция, основанная на общих чертах или функциях элементов класса или категории... [с. 132].
/'К>4-
В. В. Нуркова (2006) полагает, что прототип —
...это некоторая «главная идея» того или иного объекта. Прототип задает внешнюю рамку опознания объекта, как бы ставя перед человеком вопрос: входит ли данный стимул в множество N? Показано, что прототип не имеет четких фиксированных. границ, так что отнесение объекта к той или иной категории во многом зависит от контекста [с. 247].
1 Подробнее о вербальном значении понятия см. в гл. 2.8.
Глава 2.2. Категории 443
Я, однако, совершенно согласен с Элеонорой Рош в том, что прототип — это лишь конструкт исследователей. Он выделяет в форме особой абстрактной сущности ядро сенсорной модели-репрезентации, являющейся значением определенного понятия. Например, среди многочисленных образов воспоминания и представления, составляющих модель-репрезентацию множества конкретных объектов, обозначаемых понятием птица, легко выделяется группа центральных, или наиболее типичных, образов, образующих ядро собирательной модели-репрезентации этого объекта, и периферийные, менее типичные образы.