Main » 2014 » Декабрь » 30 » Проблему врожденного знания решает...

Проблему врожденного знания решает...

Глава 2.4. Простые вербальные структуры — пропозиции 483



А. Райнах (2006) пишет: «я >.! - ; <



Есть мало философов, которые бы так или иначе не признавали факта априори, но нет ни одного, который бы его не редуцировал каким-либо образом к небольшой провинции его действительной области. Юм перечисляет нам отношения между идея­ми — это суть априорные взаимосвязи; но почему он ограничивает их отношениями и к тому же столь немногими — неясно. И совершенно роковой для последующей философии должна была стать та ограниченность, с которой априори понимал Кант. В действительности же область априори необозримо велика; что бы мы ни узнавали об объектах, все они имеют свое «что», свою «сущность», и для всех сущностей зна­чимы сущностные законы... априорные законы значимы и для материального, и даже для чувственного, для звуков и цветов. Тем самым для исследования открывается область, столь широкая и богатая, что мы сегодня еще не в состоянии полностью окинуть ее взглядом [с. 368-369].



Данные литературы не дают четкого ответа на вопрос, присуще ли человеку от рождения некое врожденное или внеопытное знание либо он лишь усваивает его пассивно и «вне опыта», но уже после рождения, а потому оно априорно лишь для него, а не для людей вообще. Если верно последнее, то априорное знание — это отнюдь не врожденные идеи, с которыми младенец появляется на свет, а те идеи, которые он усваивает в готовом виде в процессе своего развития, но вне собствен­ного опыта. Хотя последнее утверждение тоже весьма дискуссионно.



Проблему врожденного знания решает понимание факта наличия объективной психической реальности. То, что называют врожденным знанием, содержится в сознании окружающих ребенка людей, откуда оно интериоризируется им, как только он становится способным усвоить это вербальное знание. Из того факта, что априорное знание поступает к ребенку из объективной психической реальности, совершенно не следует, что оно — внеопытное для людей вообще (как, впрочем, в не­котором смысле и для него самого). Оно лишь вытекает из иного индивидуального опыта, опыта его создателей — людей, познававших наш мир в прошлом. Людей, которые на основе своего личного опыта и (таких же условно доопытных) идей их предшественников выстроили свои собственные вербальные модели окружающего мира. Доопытными или внеопытными все идеи исследователей (их вербальные кон­струкции) становятся лишь для последующих поколений, усваивающих эти идеи в форме вербального знания, или «отношений между универсалиями», поэтому прав Б. Рассел (2007), который говорит: ' f "",J!

Просмотров: 111 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.