Примером здесь могут
Наличие рефлексии создает весьма специфическое отношение между знанием и деятельностью: включенное в контекст развивающейся деятельности, знание само становится динамичным, подвижным, развивающимся элементом; тем самым деятельность, включающая в себя науку, превращается в открытую систему в том смысле, что она приобретает определенный механизм порождения, изменения и развития идеальных планов и программ» Описанный Э. Г. Лапиным механизм позволяет понять значимость включения структур, занимающихся научной деятельностью, в разные сферы культуры. Научное мировоззрение, которое предполагает последовательное применение беспрестанной критической рефлексии, направляемой на основания и исходные установки деятельности, на их теоретический анализ и осмысление, становится существенным ресурсом для развития всего общества.
Дисциплинарная организация научной деятельности обладает существенными возможностями и специальными механизмами самоорганизации В связи с этим следует напомнить, что термодинамическая теория открытых систем активно использовалась в нашей стране в 1970-х гг. для построения математико-науковедческих моделей, основанных на аналогии свойств экосистемы и научного сообщества, в том числе в рамках системных исследований. Примером здесь могут служить модели конкуренции и дифференциации А. И. Яблонского И сегодня методологические подходы теории самоорганизации нередко используются в изучении процесса дифференциации науки Если рассматривать эволюцию научного знания с дисциплинарной точки зрения, то можно обнаружить немало сходств и аналогий с тем, как происходит биологическая эволюция. Например, конкуренция приводит к повышению эффективности, увеличению разнообразия и сложности (знаний, технологий и т. п.). Так же, как и в эволюции природы, конкуренция оказывается главной движущей силой.
Кроме того, чтобы «выжить» и продуктивно существовать, научной дисциплине необходимо постоянно продуцировать новые знания. Повысить эффективность дисциплинарных знаний и технологий можно за счет «кровосмешения» — междисциплинарных коммуникаций и обмена Было отмечено, что для постнеклассической науки неизбежно такое явление, как «синтез синтезирующих наук», что перспективным оказывается своего рода целенаправленный лизинг (от англ.