Построенные учеными понятия и модели
Р. Л. Солсо (1996) замечает: ..; ...
Построенные учеными понятия и модели — суть метафоры, отражающие «реальную» природу Вселенной и являющиеся исключительно человеческими творениями. Они есть продукт мысли, который может отражать реальность [с. 44].
Он подчеркивает, что в современной науке: -г ' - s
...не прекращаются попытки представить наблюдаемое в природе в виде когнитивных построений, которые были бы одновременно и точными репрезентациями природы, и совместимы со здравым смыслом наблюдателя [с. 45].
- Но если наши понятия и вербальные модели — лишь метафоры, то они по определению не могут быть точными репрезентациями природы. Именно потому, что они — метафоры.
Р. Л. Солсо (1996) продолжает: ^ „
Концептуальная наука — это удобная метафора, изобретенная человеком для того, чтобы легче понимать реальность [с. 48].
...Поскольку мы воспринимаем реальность через такие ограниченные (часто искажающие) каналы, мы вынуждены заключить, что «все, что нам известно, на самом деле неверно» [с. 58]. ,
Глава 2.3. Понятия и структурирование окружающей реальности 453
...утверждение, что концептуальная наука является метафорической, нисколько не уменьшает ее полезность [с. 45-46].
Я бы дополнил: не только концептуальная наука, но и все наше понимание реальности — не более чем совокупность метафор, созданных человечеством. Р. Л. Солсо [1996, с. 45] приводит в качестве примера периодическую систему элементов и замечает, что интерпретация Д. И. Менделеева была не единственной из возможных и, вероятно, даже не лучшей. И она, возможно, не соответствует естественному расположению элементов, но предложенный Д. И. Менделеевым вариант помог понять часть физического мира и был совместим с «реальной» природой. ' •
В связи с этим следует вспомнить слова Б. Рассела (2001):
Интеллект можно сравнить с ножом для разделки куриного мяса, но он имеет ту особенность, что воображает, будто цыпленок всегда был разделен на те куски, на которые разрезал его нож [с. 918].