Main » 2015 » Январь » 1 » Половина детей слышала голос, произносящий: «Смотри-ка! Большая...

Половина детей слышала голос, произносящий: «Смотри-ка! Большая...

488 Часть II. Феноменология символических репрезентаций



Хотя можно было бы сказать гораздо проще и понятнее: вербальные конструкции возникают у ребенка на базе сенсорных репрезентаций реальности. На первом этапе — в качестве дескриптивных (описательных) их моделей, моделей второго уровня. ‘ ‘ CTSfctiii;- г '



Существуют экспериментальные подтверждения того, что маленькие дети по­нимают вербальные конструкции и связывают их с соответствующими сенсорными моделями еще до того, как сами научатся создавать вербальные пропозиции. Так, Г. Глейтман, А. Фридлунд и Д. Райсберг [2001, с. 430] приводят данные экспери­ментов, проведенных с 16-месячными детьми, которые начинали уже говорить, используя пока только по одному слову.



Малыши сидели на руках своих мам и могли видеть два экрана: слева и справа. Детям показывали короткие фильмы, изображавшие два разных события. На левом экране Большая Птица щекотала Бисквитного Монстра. На правом — Бисквитный Монстр щекотал Большую Птицу. Половина детей слышала голос, произносящий: «Смотри-ка! Большая Птица щекочет Бисквитного Монстра». Другие дети слы­шали обратное предложение: «Смотри-ка! Бисквитный Монстр щекочет Большую Птицу». Было зарегистрировано с помощью скрытого наблюдения, что малыши смотрели в основном на экран, соответствующий предложению, которое они слышали. Авторы делают вывод, что дети должны понимать синтаксис тестовых предложений, точнее, они должны понимать логику того, кто и что с кем сделал, не­смотря на тот факт, что сами дети способны продуцировать только высказывания, состоящие из одного слова.



• - - I > iLiк N. S ' tV i ’j-f' >



Данные результаты в очередной раз демонстрируют, что еще до овладения фра­зовой речью дети сенсорно моделируют реальность, понимают простые понятия и пропозиции и способны соотносить их со своими соответствующими перцептив­ными репрезентациями.



На этапе усвоения ребенком понятий мышление должно еще научиться эффек­тивно использовать разные словоформы и их связки для моделирования реаль­ности. Э. Кассирер (2002) пишет: :: •<-- i, г:,?>,> Ч гл/ Ь :П <М{ • П

Просмотров: 99 / Добавил: admin / Дата: 05.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.