Онтологический аспект проблемы...
Глава 2.2. Категории 421
Проблема категорий настолько сложна, что сам Дж. Лакофф (2004) порой колеблется в своем понимании их:
Человеческие категории не находятся объективно «в мире», внешнем по отношению к человеку. По крайней мере, некоторые категории являются воплощенными [с. 84].
И все же все категории всегда не находятся «в мире» физическом. Находятся они лишь в нашем сознании. Категории1 — это лишь наиболее общие абстрактные понятия, значениями которых, главным образом, являются вербальные конструкции. В связи с этим нелишне вспомнить высказывание В. Виндельбанда (2007в):
...категории суть в такой же мере формы понятий, как и формы суждений... [с. 356].
Хотя еще Аристотель (1939) выделил 10 категорий: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие и страдание, проблема категорий впервые была сформулирована Порфирием (1939), который обсуждал, являются ли роды и виды «самостоятельно пребывающими реальностями» или же «только простыми схватываниями ума», и если допустить, что они являются существующими реальностями, то телесны ли они или бестелесны. Если же они существуют в мышлении, то представлены ли они в чувственных явлениях или не представлены. Положения Порфирия легли в последующем в основу продолжающегося много веков спора между номинализмом и реализмом.
Спор касается не столько даже категорий, сколько универсалий, которые являются уже не «предельно общими понятиями» [Новейший философский словарь, 1998, с. 310] или «наиболее общими понятиями и принципами, описывающими структурную организацию природы, общества и рассудочной деятельности» [Словарь философских терминов, 2004, с. 247], а просто «общими понятиями» [Словарь философских терминов, 2004, с. 602]. Проблема универсалий тоже считается одной из наиболее сложных в философии. «Онтологический аспект проблемы универсалий сводится к вопросу: “Существует ли общее в реальности?”» [Словарь философских терминов, 2004, с. 602]. И тоже не имеет ответа до сих пор.
С. Неретина и А. Огурцов [2006, с. 264] пишут, что Боэций называет универсалиями умопостигаемое, а сингуляриями или партикуляриями, причастностями — чувственно-воспринимаемые вещи. Вид в его понимании — это «мысленное представление, собранное на основании субстанциального сходства несхожих индивидов», а род — то же, но только на основании сходства видов. Отсюда и вывод, что роды и виды не существуют сами по себе, как идеи Платона, но «мыслью отделяются от тел». Такое отделение уже в Средние века называли абстракцией.