Оно создается исключительно...
Создаваемые нами на основе одной и той же сенсорной модели-репрезентации вербальные модели предметов могут приобретать жизнь, независимую от того объекта, который они вроде бы изначально моделировали. И вообще моделировать какую-то иную, не моделируемую нами сенсорно вовсе реальность. А. Райнах (2006а) продолжает:
...бытие красным розы мы должны строго отличать от самой красной розы. ...Красная роза растет в саду, она может увянуть; бытие красным розы не находится в саду, и не имеет смысла говорить о его увядании [с. 505].
На основе одной и той же сенсорной репрезентации реальности можно смоделировать вербально совершенно разные аспекты реальности. Например, «красное — качество розы». Однако качества как сущности явно нет в сенсорной модели
544 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Розы. Оно создается исключительно благодаря возникновению другой вербальной конструкции, выстроенной сознанием. А. Райнах замечает (2006а):
Если где-то существует красная роза, то вместе с существованием этой вещи дано и бесчисленное множество положений дел — позитивных и негативных. Красная роза существует, роза красная, красный цвет присущ розе, роза не белая, не желтая и т. д. Красная роза — этот единый вещный комплекс — является фактическим составом, лежащим в основании всех этих положений дел (всех вербальных моделей, моделирующих данный аспект реальности — красную розу. — Лет.) [с. 510].
На каком-то очередном этапе индивидуального развития психики вербальные психические конструкции отрываются от сенсорных моделей, они перестают их только «дублировать» и становятся независимыми от них. Начинается вербальное конструирование реальности. При этом вербальные конструкции могут как действительно репрезентировать недоступную чувственному моделированию, то есть восприятию, реальность, так и лишь создавать иллюзию того, что являются адекватными моделями этой реальности. Как воспринимаемый объект существует для человека лишь в возникающем образе восприятия, так и не воспринимаемые, но моделируемые человеком вербальные сущности присутствуют лишь в конструкциях из понятий, репрезентирующих их. Смысл, договор, революция, отрицание и прочие объекты такого рода существуют лишь в соответствующих вербальных конструкциях, обозначаемых данными понятиями, и более нигде.