Они всегда обозначаются понятием или сложным...
2 Имплицитный...Не явный... что-то недоступное непосредственному наблюдению... [Большой толковый психологический словарь, 2001, с. 305]. В данном случае — подразумеваемое.
Глава 2.6. Вербальные модели реальности 543
Конструкция У. Эко конструирует объект литий на основе присущих последнему абстрактных признаков, которые сами были ранее конституированы с помощью других вербальных конструкций.
Вербальные психические конструкции можно разделить на две большие группы. Первая группа — это устойчивые и четко структурированные вербальные конструкции. Они всегда обозначаются понятием или сложным понятием, состоящим из двух или более понятий. Их можно назвать также обозначенными понятиями вербальными конструкциями. Вторая группа — это не обозначенные понятиями конструкции, которые могут со временем превратиться в обозначенные или исчезнуть.
Сенсорная модель-репрезентация любого объекта несравнимо более многообразна, чем ее вербальный «заменитель» — вербальная модель. Если сенсорную модель метафорически сравнить с яблоком, то вербальную конструкцию - заменитель можно сравнить с его разрезом лишь в одной из бесконечного множества возможных плоскостей. Вместе с тем вербальные модели порождают совершенно новые возможности моделирования реальности, недоступные сенсорным моделям.
А. Райнах (2006а), например, пишет: г г
Как различны суждения «А находится слева от В» и «В находится справа от А», хотя в их основании лежит совершенно идентичный фактический состав, так различны и суждения «Роза дает реальное существование красному цвету» и «Красный цвет присущ розе». И то и другое суждение, в свою очередь, отличаются по своему зна - ; чению от суждения «Роза красная», которое основывается на том же фактическом составе [с. 504]. . . ,, , ,
! Вербальная модель, казалось бы, того же аспекта реальности, который моделируется одной и той же сенсорной моделью-репрезентацией, не просто по-иному представляет его, она создает новые, неожиданные и порой не вытекающие непосредственно из этой сенсорной модели аспекты какой-то иной реальности: «роза есть, она бытийствует», «красная роза бытийствует», «бытие красным розы» и т. д. Она, как нож, рассекающий яблоко, вскрывает в этой сенсорной модели-репрезентации новые, недоступные сенсорному моделированию грани и стороны реальности, которые, впрочем, не всегда даже присущи этой реальности, так как могут быть и продуктом нашего вербального конструирования, искажающего реальность.