Они относятся к самым распространенным...
Категоризация, или процесс формирования все более и более общих понятий, — это упрощающее и усредняющее многочисленные аспекты реальности символическое ее моделирование, процесс естественный и необходимый для успешной адаптации человека в мире. Уже само по себе формирование понятия — замена множества сенсорных моделей образом единственного объекта — соответствующего слова есть механизм упрощения. Дальнейшим упрощением является построение вербальных конструкций, замещающих часто уже не одну, а множество сложных сенсорных конструкций, обозначаемых образом нового слова. Но это действительно единственный путь, позволяющий переработать поступающий в наше сознание безграничный океан сенсорной информации.
Ш. Тейлор, Л. Пипло и Д. Сирс [2004, с. 287] тоже отмечают, что с помощью категоризации мы фильтруем повседневный опыт и направляем свое внимание на наиболее важные аспекты этого опыта. В. А. Лекторский [2001, с. 142] пишет, что категории не просто наиболее общие понятия, а способы конструирования самого опыта. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что не только категории, но любые самые простые наши понятия — это способы конструирования и сегментирования нашего опыта. . г.
Глава 2.2. Категории 435
Дж. Лакофф [2004, с. 54] напоминает, что согласно классической теории мир состоит в основном из естественных классов вещей и естественные языки содержат слова, называемые «именами естественных классов», которые соответствуют этим естественным классам. Он пишет (2004):
На Западе, и я подозреваю, что также в других культурах, чрезвычайно распространено представление, что существует единственно правильная таксономия природных объектов — растений, животных, минералов и т. д. ...Таксономические модели типичны для человеческого познания и встроены во все языки. Они относятся к самым распространенным средствам упорядочения нашего опыта. ...Таксономии, в конечном итоге, делят объекты на роды, и обычно принимается как данное, что имеется только одно правильное разделение мира природы на естественные роды. Поскольку научные теории развились из народных теорий, вовсе не удивительно обнаружить, что народные критерии для приложения таксономических моделей проникают в науку [с. 164].