Main » 2015 » Январь » 30 » Она включает в себя бесконечное...

Она включает в себя бесконечное...

Появление символических репрезентаций — понятий и вербальных конструкций привело к возникновению в человеческой психике нового класса репрезентаций — психических объектов. Возникло громадное множество сущностей, которые соглас­но «здравому смыслу» и всеобщему убеждению относятся к физической реальности, но в действительности представляют собой объекты реальности психической.



По мере развития человеческой психики уровень абстрактности психических конструкций повышается, все более отрываясь от сенсорной основы. М. Шелер (1988) пишет:



Человек способен отделить троичность как «количество» трех вещей от этих вещей и оперировать с «числом» «три» как самостоятельным предметом согласно вну­треннему закону порождения ряда таких предметов. Животное не способно ни на что подобное. Таким образом, «идеация» означает постижение сущностных форм построения мира на одном примере соответствующей сущностной сферы... [с. 62].



Важно, однако, не то, что человек способен к «постижению сущностных форм на одном примере», а то, что он способен к созданию этих «сущностных форм» в своем сознании, так как такие сущности, как разные количества, — это абстракции, не существующие в физическом мире. В мире нет количеств «три» или «пять», а есть лишь три конкретных дерева или пять конкретных монет. Следовательно, человек способен создавать новые психические сущности не в физической реальности. Собственно говоря, это не новость и об этом писал еще в V в. Блаженный Августин (2006), обсуждая, например, слово «ничего»:



...этим словом обозначается не предмет, коего в действительности не существует, ,и >: но состояние нашего духа, когда он предмета не видит и в то же время находит (или думает, что находит), что его нет [с. 60].



Многие наши понятия обозначают сенсорные модели ситуаций, связей между объектами, изменений объектов и т. д. Блаженный Августин [2006, с. 61] замечает,



550 Часть II. Феноменология символических репрезентаций



Например, что предлог «из» «означает некоторого рода отделение от предмета чего-либо, прежде в нем бывшего». Действительно, абстрактное понятие из обозначает в нашем сознании сенсорную конструкцию, моделирующую движе­ние одного объекта изнутри другого объекта. Она включает в себя бесконечное множество образов самых разных объектов, в которых происходит движение либо их частей, либо даже других объектов изнутри и наружу основного объекта. Обсуждая понятие если, Блаженный Августин (2006) пишет:

Просмотров: 102 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.