Одни вербальные психические...
Описательные вербальные конструкции, замещающие сенсорные модели, трансформируются затем в конструкции языковые — новые искусственные объекты языка, которые сами впоследствии приобретают независимость от исходных сенсорных моделей.
Мы непрерывно создаем новые вербальные психические конструкции, в интегрированном и обобщенном виде моделирующие для нас окружающее, — выводы. Например: люди ведут себя так-то, это происходит потому-то; надо сделать так, иначе будет то-то и т. д. Мы постоянно строим прогностические вербальные психические конструкции, моделирующие ожидаемые нами изменения окружающей реальности, — предположения, а также планы будущих собственных действий в ней. Создаем и делимся с окружающими вербальными конструкциями — мнениями и оценками: обстоятельства изменились таким-то образом; надо сделать так-то, чтобы достичь того-то и т. д. и т. п. Постоянно формируемые нами вербальные психические конструкции представляют собой то, что мы привыкли называть точками зрения, прогнозами, рекомендациями, взглядами на проблему или ситуацию, подходами к решению, решениями и даже убеждениями и мировоззрением.
Одни вербальные психические конструкции у одного и того же человека могут быть глубокими и адекватными реальности, тогда как другие — совершенно неадекватными, а какие-то, казалось бы, необходимые, например нравственные вербальные конструкции, могут вовсе отсутствовать. Благодаря имеющимся у нас вербальным психическим конструкциям, формирующим множество «рамок» и «схем», мы структурируем, регламентируем и прогнозируем окружающее. Мы не отдаем себе отчета в том, что наши вербальные психические конструкции определяют наше поведение. Обычно человек вполне сознательно, но стереотипно реагирует на возникающую в его сознании привычную перцептивную психическую конструкцию — модель определен
Глава 2.6. Вербальные модели реальности 545
Ной типовой ситуации, поэтому повторяющиеся сходные психические конструкции, моделирующие окружающее, запускают повторяющееся же типовое поведение. Это позволяет нам не контролировать сознательно каждое наше действие, что было бы просто невозможно, и действовать привычно, или автоматически.