Однако это отнюдь не так. .; Авторы...
Очередной «логической формой» является «деление понятия». А. Д. Гетманова (2007) определяет его как:
...логическую операцию, посредством которой объем делимого понятия (множество) распределяется на ряд подмножеств с помощью принятого основания деления [с. 67].
«Основанием» деления является определенный признак, выбираемый делящим понятие лицом. Разделяемое понятие — родовое, а подмножества, на которые оно делится, — виды данного рода. Чтобы деление было правильным, как пишет М. С. Строгович [2004, с. 132-135], необходимо соблюдать следующие логические правила: 1) в каждом делении должно быть только одно основание; 2) члены деления должны исключать друг друга; 3) члены деления по отношению к делимому понятию должны быть ближайшими видами, то есть непосредственно низшими понятиями; 4) члены деления, вместе взятые, должны равняться объему делимого понятия; 5) основанием деления должен быть существенный признак. Одним из результатов деления являются классификации1. Из всего этого следует, что, по мнению логиков, «деление понятия» — это абстрактная логическая операция мышления, проводимая исключительно с понятиями и по законам логики. Однако это отнюдь не так. .;
Авторы то ли не замечают, то ли не обращают внимания на то обстоятельство, что «деление понятия» — это не разделение (классификация) слов или даже понятий, а разделение сущностей, обозначаемых понятиями. Соответственно, здесь вступают в силу не законы логики, а законы окружающей человека реальности. Проблема дополнительно осложняется тем, что далеко не все подвергаемые «делению» сущности, как я уже отмечал, присутствуют в физической реальности. Многие из них являются сущностями вымышленными, гипотетическими или выполняют служебные функции и присутствуют лишь в объективной психической реальности. Рассуждения логиков о якобы доступной им возможности «деления понятий» я даже не берусь комментировать. ''
М. С. Строгович (2004) пишет:
...основание классификации должно быть строго научным объективным, должно представлять собой признак, который... является определяющим [с. 138].