Очевидно, что человек может...
Еще раз подчеркну, что теория Сепира — Уорфа верна применительно к тем понятиям, которые не базируются непосредственно на сенсорных моделях. Очевидно, что человек может создать или усвоить вне зависимости от его культурной принадлежности понятия, обозначающие все чувственно моделируемые им цвета, хоть два, хоть несколько тысяч, так как он в состоянии различить их оттенки биологически. В то же время даже классические исследования Элеоноры Рош (Е. Heider, 1972; Е. Rosch, 1973, 1978) выявили важное влияние культуры на формирование понятий, в том числе и обозначающих цвета, то есть тех, которые возникают даже на основе моделей-репрезентаций.
К тому же совсем не факт, что наличие в языке дани лишь двух понятий, предназначенных для обозначения цвета, а не нескольких десятков основных и 4 тысяч дополнительных (как в английском [см., например: В. Berlin & Р. Кау, 1969]), не влияет на тонкие особенности понимания мира, а следовательно, и поведение носителей этих языков. Я думаю, что, безусловно, влияет, хотя бы в том плане, что язык с большим количеством понятий предоставляет намного большие возможности для
Глава 2.3. Понятия и структурирование окружающей реальности 467
Более адекватного моделирования и лучшего понимания реальности. Другое дело, что это влияние сложно выявить экспериментально.
Кстати, несмотря на то, что человек потенциально способен распознавать множество цветов, как иоказали исследования Элеоноры Рош (Heider Е. Д972, Rosch Е., 1973), люди в разных языковых группах знают и с пониманием используют только те цвета, которые обозначаются конкретными понятиями, даже если их всего два. Недаром Э. Сепир (2003) пишет: •• ь. гыпи w
Мы видим, слышим и вообще воспринимаем окружающий мир именно так, а не иначе главным образом благодаря тому, что наш выбор при его интерпретации определяется языковыми привычками общества [с. 131]. .
Дж. В. Берри, А. X. Пуртинга, М. X. Сигал и П. Р. Дасен (2007) полагают, что можно согласиться с Роберсоном, который: i.-. ^ . ,