О «врожденных» идеях
О «врожденных» идеях. - ......
Платон (2004) полагал, что в душе в форме «эйдосов» содержится все то, что становится потом предметом чувственного опыта, и познание представляет собой
Глава 2.4. Простыв вербальные структуры — пропозиции 481
Припоминание — «анамнезис» этих идей. Врожденные идеи Платона — это в основном общие понятия. Рассматривали врожденные идеи1 и многие другие исследователи. Р. Декарт (1989) и Г. Лейбниц (1983) относили к врожденным идеям аксиомы математики и положения логики. И. Кант [1994, с. 229] считал, что существуют доопытные априорные категории2 пространства, времени и причинности, которые отражают структуру не реальности, а самого разума, и даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность дает от себя самой.
Сенсуалистическая философия (Дж. Локк, Т. Гоббс) отрицала наличие врожденных идей. Дж. Локк (1960) считал, что в момент рождения человеческий мозг представляет собой чистую страницу, tabula rasa, на которой опыт оставляет свои следы. Концепция Дж. Локка Ьредставлялась безупречной Вольтеру [1989, с. 111].
В XX в. врожденные идеи обсуждались еще более активно и разносторонне. Б. Рассел (2007), например, пишет: ;
...конечно, нелепо предполагать, что существуют врожденные принципы, в том смысле, что дети рождаются со знанием всего того, что знают люди и что не может быть выведено из опыта. Поэтому мы и не будем употреблять слово «врожденный» для описания нашего знания логических принципов. Понятие «а priori» (независимое от опыта) вызывает меньшее возражение и более употребительно у современных авторов. И, таким образом, допуская, что все наше знание вызывается и обусловливается опытом, мы тем не менее признаем, что есть и знание «а priori», в том смысле, что опыт, заставляющий нас думать о нем, недостаточен для его обоснования, но просто направляет на него наше внимание, чтобы мы признали его истинность, не прибегая к опытным доказательствам [Б. Рассел, 2000, с. 209]. ,;.