О них упоминал еще Р. Декарт...
Все они конструируются с помощью специальных вербальных конструкций и репрезентируют в качестве якобы существующих в физическом мире особые сущности, которых, однако, там нет. При этом в физическом мире могут присутствовать другие физические объекты, которые могут ошибочно приниматься людьми за конкретные формы или варианты объектов психических: денег, товаров, собственности и т. д. Большинство же психических сущностей вовсе не имеют того, что можно принять за их референты в физической реальности. Например: зло, добро, справедливость, месть и др.
Вводя понятие психический объект, я отнюдь не «открываю Америку», так как под другими названиями психические объекты уже многократно были описаны в литературе. О них упоминал еще Р. Декарт (1989в):
Из того, что мы считаем вещами, наиболее общее значение имеют субстанция, длительность, порядок, число и другие понятия того же рода, распространяющиеся на все роды вещей. При этом я признаю лишь два высших рода вещей: одни из них — вещи умопостигаемые, или относящиеся к мыслящей субстанции; другие — вещи материальные, или относящиеся к протяженной субстанции, то есть к телу [с. 333].
В философии давно и широко обсуждается так называемое гипостазирование2 — опредмечивание абстрактных понятий, таких, например, как норма, право, свобода, равенство и др., приписывание им реального существования.
1 Например: деньги, товар, собственность, равновесие, договор, сделка, генерал, разруха, прокурор, направление, правительство, успех, энергия, работа, усилие, ускорение, шершавость, белизна, сладость, непроницаемость, гладкость, падение, скольжение, полет, наполнение, вялость, холодность, изворотливость, надоедливость, моргание, совестливость, ответственность, тревожность и многое-многое другое.
2 Гипостазирование — 1) рассмотрение абстрактных объектов, не обладающих предметным и пространственным онтологическими статусами, в качестве непосредственных объектов человеческого мышления... 2) логико-семантическая ошибка, связанная с неправильным