Main » 2014 » Декабрь » 11 » «Нюхать», «скакать» и «гладить» являются...

«Нюхать», «скакать» и «гладить» являются...

' I ' i. ^ '"'-I.. ' И!,.»• ’ М ’/^ЖОГ-О! Г 'и' П



2.2.3. Категории базового уровня



В последние десятилетия в литературе активно обсуждаются так называемые «категории базового уровня». Дж. Лакофф [2004, с. 53] отмечает, что начало изучения категорий базового уровня связывают с работами Р. Брауна, который обнаружил, что этот уровень категоризации имеет следующие свойства: это уровень различительных действий; уровень, который изучается наиболее легко и на котором вещи впервые получают свои имена; это уровень, на котором имена наиболее корот­кие или употребляются наиболее часто; это естественный уровень категоризации, противопоставленный уровням, созданным «достижениями воображения».



Процессы категоризации самым тесным образом связаны не только с визуаль­ными и аудиальными моделями репрезентируемых категориями сущностей и их свойств, но и с кинестетическими моделями действий человека с этими сущностями. Дж. Лакофф (2004) цитирует Р. Брауна:



Когда сын Льюиса впервые смотрит на желтые нарциссы в вазе и слышит, что их называют цветами, ему говорят, чтобы он их понюхал, и мы можем предположить, что его мать склоняется над цветами и делает как раз это. Когда мяч называют «мяч», с ним, скорее всего, играют, заставляя его скакать и прыгать. Когда кошку называют кошечкой, ее, скорее всего, гладят. «Нюхать», «скакать» и «гладить» являются дей­ствиями, четко связанными с определенными категориями. ...Эти действия являются отличительными, потому что они могут функционировать как символы этих катего­рий. ...Цветы обозначаются действием втягивания носом воздуха, но нет действия, которым отличают один вид цветов от другого. Первые имена, даваемые вещам, по­падают на уровень отличительных действий, но имена продолжают кодировать мир на всех уровнях, а отличительные действия — нет [с. 52].



438 Часть II. Феноменология символических репрезентаций

Просмотров: 112 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.