Но то, что возникает...
Поэтому для конкретного человека они объективно существуют вне его собственного сознания. Более того, многие категории «восходят еще к древним грекам», то есть существуют более 2500 лет, а потому и принимаются «не просто как истинные, но как очевидно и несомненно истинные», к тому же «очевидно объективные» и внешние по отношению к каждому субъекту. И все же все они — лишь порождения человеческого сознания. Очевидно, что чужое психическое содержание доступно нам лишь потенциально, но, будучи экстериоризировано другими людьми, а затем интериоризировано нами, оно нередко становится для нас таким же объективным фактом, как реальные физические факты окружающего нас мира.
Интересно высказывание В. Виндельбанда (2007а), обсуждающего наследие И. Канта:
5 - j
> V • ...категории имеют всеобщее и необходимое значение для всякого опыта, так как сам опыт появляется впервые только через посредство категорий. Но то, что возникает таким путем, состоит не в предметах, которые существуют сами по себе, но в предметах, возникших в виде синтеза представлений в упомянутом «сознании вообще», то есть
• в явлениях. Если же человеческое познание имеет дело лишь с явлениями, то совершенно очевидно, что существуют связанные с ними априорные понятия, ведь в виде явлений вещи существуют лишь в нас самих... Природа, как система вещей в себе, никогда не могла бы вылиться во всеобщее и необходимое познание, но природа, представляющая продукт нашей собственной организации, то есть мир явлений, может быть apriori по - ! нята исходя из ее всеобщих законов, ибо сами эти законы суть не что иное, как чистые формы нашей организации. Это учение Канта есть рационализм, поскольку утверждает и устанавливает априорное познание посредством форм человеческого ума; оно есть эмпиризм, поскольку ограничивает это познание опытом и данными в нем явлениями;
Глава 2.2. Категории 431
Оно есть идеализм, поскольку учит, что мы познаем лишь мир наших представлений; оно есть реализм, так как утверждает, что этот мир наших представлений есть явление, то есть усвоение, хотя и не отражение, нашим умом действительного мира. Все эти характеристики соединяются в учение Канта под именем трансцендентального феноменализма, чем указывается, что для индивидуального ума мир объектов есть продукт надындивидуальной организации, которая, однако, не противостоит этому уму как что-то чуждое, а, напротив, образует основу его собственной жизни [с. 89].