Наука невозможна, например, без образования
Leasing), т. е. «аренда», методологий научного исследования На наш взгляд, научные дисциплины можно также рассматривать в качестве агентов самоорганизации, репликаторов (от лат. replicatio — развертывание, перевертывание; replicare — отражать), т. е. некоторой информационной целостности, способной самовоспроизводиться в соответствующих условиях Процесс формирования научныхдисциплин сравним с ростом разнообразия экосистем, с возникновением специализации, с появлением экологических ниш. А. И. Яблонский показал необходимость нарушения (иногда сознательного) устойчивости возникшей организационной структуры, например, нарушения границ научной дисциплины, для последующего прогресса на новой ступени развития, или искусственного введения «фактора случайности» в структуру научного коллектива (например, практика «мозговых штурмов») с целью повышения научной продуктивности Предпринятые в 1970-х гг. исследования, опиравшиеся на системное понимание науки, показали, что чем сложнее организовано сообщество (от биологических сообществ до сообщества ученых), чем больше и разнообразнее, условно говоря, трофические связи между видами, тем оно более устойчиво. С ростом массы научного знания возрастает его дифференциация на дисциплины, проблемные области.
А процесс дифференциации неотделим от обратного процесса интеграции науки, т. е. от образования все более сложных связей между ее областями Научная деятельность как деятельность по выработке нового знания не является самостоятельным видом деятельности в том смысле, что она может существовать только совместно с другими видами деятельности — систематизацией, хранением, накоплением, трансляцией и практическим использованием знаний. Наука невозможна, например, без образования и без промышленного производства, и благодаря интеграции этих сфер с наукой возрастает объем обслуживающей науку — назовем ее сервисной — деятельности.
Таким образом, науку...
Таким образом, науку имеет смысл рассматривать как сложную, наделенную рефлексией, дисциплинарно структурированную систему образцов деятельности. Преимущества в конкурентной борьбе получают те научные дисциплины, в которых необходимая доля ресурсов тратится на коллекторскую деятельность. В. Л. Рабинович Почему я пишу об Лапине Лапине Сначала — его дело.