Например, многие люди имеют...
436 Часть II. Феноменология символических репрезентаций
Дж. Лакофф [2004, с. 168] утверждает, что существуют народные и научные теории медицины, политики, экономики и т. д. Каждая из них включает идеализированные когнитивные модели1.
И очень часто такие модели не согласуются друг с другом. Например, многие люди имеют два способа понимания того, что такое электричество, представляя его то как непрерывный поток жидкости, текущий, подобно воде, то как облако электронов, двигающихся, как люди в толпе. Таким образом, мы можем иметь разные модели, репрезентирующие в нашем сознании (в том числе метафорически) те или иные сущности.
Дж. Лакофф отмечает, что научный реализм в отличие от объективизма признает возможность более чем одного, правильного с научной точки зрения способа понимания действительности. Теории с различным делением мира на объекты и категории объектов могут быть одинаково относительно правильными.
Итак, нет в природе «естественных категорий». Не бывает тигра, вороны или рыбы (вообще). В окружающем мире есть только конкретные тигры, вороны и рыбы, а тигры, вороны или рыбы (вообще) есть лишь в нашем сознании, которое создало эти понятия и оперирует ими. Вместе с тем все эти категории существуют в объективной психической реальности независимо от конкретного человека и, кстати говоря, даже относительно независимо от моделируемого ими физического мира. Так, динозавров давно нет в физическом мире, но они неплохо «чувствуют себя» в нашей объективной психической реальности.
В окружающем нас мире действительно существуют «объективные» категории, но это категории объективной психической реальности, а не категории реальности физической, как принято считать. И в объективной психической реальности они доступны человеческой коррекции, то есть уничтожению и созданию новых. Человек создает эти категории, и они зависят от него не меньше, чем от мира, который моделируют. Парадокс в том, что сами эти созданные человеком «объективные» категории нередко начинают замещать для него реальный физический мир. v А. Р. Лурия (2005) приводит данные о том, что у людей существуют разные принципы категоризации окружающих объектов, которые зависят от образования. По мере овладения языком и грамотой: . }•>:>