Например, люди могут быть разделены на категории...
Глава 2.2. Категории 429
Был с нами на протяжении более 2000 лет. Классический взгляд, что категории базируются на общих свойствах, не является абсолютно неправильным. ...Но это только малая часть правды [с. 19].
Критикуя объективистские представления, согласно которым все категории либо являются элементарными, либо представляют собой их логические комбинации, Дж. Лакофф [2004, с. 223] отмечает, что в классической теории имеется два принципа организации категорий: иерархическая и перекрестная категоризация. Первая разделяет категории на субкатегории. Например, биологическая классификация делит животных на слонов, енотов, тигров и т. д. Из таких категорий образуются более крупные категории (млекопитающие и др.). Каждая из них, в свою очередь, может быть разделена на более мелкие категории (например, различные виды слонов). Перекрестная категоризация предлагает ряд разных категоризаций на одном и том же уровне. Например, люди могут быть разделены на категории в соответствии с возрастом (взрослые — дети) и полом (мужской — женский).
Автор [2004, с. 223] указывает, что в классической теории иерархическая и перекрестная категоризации являются единственными способами организации категорий. Считается, что смежные категории в иерархии всегда могут быть минимально отличимы одна от другой посредством одного признака, называемого различительным. Поэтому «хорошие» дефиниции должны минимально различать смежные категории — «Принцип Минимального Различия». Именно данный принцип заставляет ученых искать, например, одну существенную характеристику человека, которая отличает его от других животных. Согласно альтернативной идее смежные категории отличаются друг от друга пучками (кластерами) признаков, ни один из которых сам по себе не различает эти категории.
Дж. Лакофф (2004) продолжает: t;n,
Со времени Аристотеля до поздних работ Витгенштейна категории рассматривались как ясные и не представляющие проблем сущности. Они представлялись в виде абстрактных вместилищ с вещами или внутри, или вне категории. Принималось, что вещи относятся к одной и той же категории, если, и только если они имеют некоторые общие признаки. И признаки, которые были у них общими, рассматривались как определяющие эту категорию. Классическая теория не была результатом эмпирических исследований. Она даже не была предметом серьезных дискуссий [с. 21].