Модель-репрезентация объекта является сенсорной
Простейшая возможная схема соответствия между пропозицией и объективным ' •- коррелятом предоставляется такими случаями, как визуальные образы памяти. Я вы - >’ к' ~ зываю образ комнаты, которая мне известна, и у меня образ окна находится слева от ’:(1' ' камина. ...В этом случае я обладаю комплексным образом, который... мы в состоянии? я разложить на (а) образ окна, (Ь) образ камина, (с) отношение, при котором (а) нахо - ' • дится слева от (Ь). Объективный коррелят состоит из окна и камина с тем же самым соотношением между ними [с. 253].
Для нашего обсуждения важно только то, что автор доказывает существование у вербальной пропозиции сенсорного аналога, или чувственного значения.
Модель-репрезентация объекта является сенсорной основой всех пропозиций, репрезентирующих чувственно воспринимаемые качества и действия данного объекта. Визуальная часть модели-репрезентации объекта чувственно моделирует такие его свойства, как цвет, форма, поверхность, углы, яркость и т. д., выступая как сенсорная основа, или «образная пропозиция», как говорит Б. Рассел, соответствующих пропозиций. Например: белая собака, яркая лампа и др. Она же сенсорно моделирует изменения и движения объекта и, следовательно, такие пропозиции, как собака
Глава 2.4. Простые вербальные структуры — пропозиции 487
Прыгает, лампа светит и т. д. Визуальная часть модели-репрезентации чувственно моделирует и элементы, составляющие объект, и «подобъекты» — его разные части, и лежит в основе таких пропозиций, как голова собаки, выключатель лампы и т. п.
Сенсорные репрезентации других модальностей в структуре модели-репрезентации моделируют прочие чувственные свойства объекта и лежат в основе таких пропозиций, как лающая собака, вонючая собака, теплая собака и т. п. Изменяющиеся модели-репрезентации взаимодействующих в физической реальности объектов лежат в основе более сложных вербальных конструкций, состоящих из многих пропозиций, например: Валя дала собаке мясо, собака его съела и стала вилять хвостом и прыгать. В результате возникают сложные описательные вербальные конструкции, способные замещать собой сенсорные модели-репрезентации изменяющихся вокруг нас аспектов и граней реальности.