Main » 2015 » Январь » 1 » Мне же представляется, что и те и другие...

Мне же представляется, что и те и другие...

В. В. Нуркова [2006, с. 169-170] пишет, что приложение теории двойного кодирования А. Пэйвио к обработке речевых сообщений привело к формулиро­ванию гипотезы, согласно которой конкретные предложения обрабатываются в рамках образной системы кодирования, а абстрактные — в рамках вербальной. Она ссылается на эксперименты, которые показали, что в конкретных предло­жениях быстрее обнаруживаются изменения смысла, чем порядка слов, а в аб­страктных — наоборот, то есть, оперируя в рамках образной системы (конкретное высказывание), человек как бы сразу «видит» смысл ситуации. При анализе же абстрактного высказывания ему требуется время для того, чтобы провести интерпретацию грамматических конструкций. К тому же конкретные пред­ложения запоминаются лучше, чем абстрактные, что обусловлено включением обеих систем памяти в их обработку. Мне же представляется, что и те и другие предложения обрабатываются одинаково. Просто доступным значением первых являются и вербальные, и сенсорные конструкции, а вторых — лишь вербаль­ные, что увеличивает время, необходимое для их понимания, и ухудшает их запоминание.



2.4.4. Пропозиции и факты



До сих пор мы рассматривали психические модели относительно простых сущ­ностей, которые составляют окружающий мир: объектов, их свойств, действий и отношений. Однако, кроме них, исследователи выделяют и широко обсуждают так называемые факты1 реальности. Б. Рассел (2007) пишет:



1 В философии факт чаще рассматривают как: «...понятие... фиксирующее реальное событие или результат деятельности... употребляющееся для характеристики особого типа эмпири­ческого знания...» [Новейший философский словарь, 1998, с. 745]; «...фрагмент реальности,



490 Часть II. Феноменология символических репрезентаций



...если и не на практике, то в теории вы способны достичь конечных простых, из которых построен мир... эти простые обладают тем видом реальности, который не при­надлежит чему-либо еще. Как я пытался объяснить, простые представляют собой бесконечное число разновидностей. Существуют индивиды (то, что я лично называю объектами. — Авт.), качества и отношения различных порядков, целая иерархия раз­личных типов простых, но все они, если мы правы, различными способами обладают некоторым видом реальности, не принадлежащим чему-либо еще. Единственный другой тип объектов, с которыми мы сталкиваемся в мире, представляет собой то, что мы называем фактами, и факты представляют собой тип вещей, утверждаемый или отрицаемый пропозициями, и вовсе не являются собственно сущностями в том самом смысле, в котором сущностями являются их конституенты. Последнее демон­стрируется тем фактом, что вы не можете их наименовать [с. 206].

Просмотров: 98 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.