Main » 2014 » Декабрь » 27 » Между тем для того, чтобы найти...

Между тем для того, чтобы найти...

Споры по поводу гипотезы Сепира — Уорфа, которые ведутся исследовате­лями, вызывают удивление. Такое ощущение, что исследователи живут в своих лабораториях, а не в человеческом обществе. И полагают, что лишь в лабораториях только и можно найти ответы на все вопросы, в том числе на вопрос об истинности или ложности гипотезы Сепира — Уорфа. Между тем для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, надо просто посмотреть на то, как живут вокруг исследователей люди — наши современники и влияют ли на их миропонимание и поведение осо­бенности их языка, а следовательно, их концептуализации мира. Какие еще нужны «убедительные данные в поддержку этой гипотезы», кроме тех, которые мы еже­минутно видим вокруг.



Вообще следует уйти от слишком теоретических разговоров о том, что язык и обусловленная его особенностями концептуализация оказывают влияние на «абстрактные концептуальные процессы». Давайте разберем, на что конкретно ока­зывает влияние язык. Концептуализация, обеспечиваемая усваиваемым ребенком языком, определяет структуру моделей окружающего его мира, репрезентирует



Глава 2.3. Понятия и структурирование окружающей реальности 473



Ему характер его взаимодействий с этим миром и с другими людьми. В конечном счете концептуализация, а значит, язык определяет особенности поведения чело­века в сходных ситуациях, которые и следует изучать. Отличается ли поведение носителей разных языков сейчас, в эпоху бурной глобализации и стирания концеп­туальных различий?



Давайте, например, рассмотрим особенности концептуализации, а следовательно, и миропонимания, и поведения верующих: индийца-буддиста, араба-мусульманина и итальянца-христианина, а также англо - или русскоязычного ученого-атеиста, ис­ходя из доминирующих в их сознании понятий и вербальных конструкций.



Буддист оперирует такими главными концептами, как: .г - ' V



...дхарма (элемент, закон), карма (действие), сансара (поток бытия), нирвана (...уга­сание — состояние просветления), нидана (колесо причинно-следственных связей), сангха (община) [Всемирная энциклопедия. Философия, 2001, с. 141].

Просмотров: 114 / Добавил: admin / Дата: 21.11.2024
Comments 0
Total comments: 0
.