Логика поначалу предназначалась...
При споре по поводу любого предмета все время должен иметься в виду один и тот же предмет... Любое обсуждение, любой спор своим необходимым условием имеет точное установление предмета спора, обсуждения [с. 27].
Е. Ю. Леонтьева [2006, с. 45], в частности, говорит об особом отношении греков к слову, так как именно в публичных выступлениях, прениях, дружеских обсуждениях проводили много времени свободные граждане полисов. Она цитирует Ф. Ж. Салазара, который полагает, что современная западная культура:
...восходит... именно к культуре устной речи, когда умелое пользование словом обеспечивало и социальный престиж, и власть [с. 46].
Е. Ю. Леонтьева (2006) добавляет: ’ . . ’ ’
Слово не только управляло его (древнего грека. — Авт.) жизнью, но и могло решить судьбу, когда последняя определялась качеством речи выступающего в защиту или в обвинение того или иного поступка. Теперь уже зарождается интерес к самим словам, к правилам их формирования в предложения и их построения. Значимой становится не столько мысль, сколько форма ее выражения, возникает тенденция к выявлению и познанию этих форм (курсив мой. — Авт.) [с. 48].
Приведенные высказывания проясняют ситуацию и позволяют ответить на мой последний вопрос. Логика поначалу предназначалась совсем не для того, чтобы «учить правильному мышлению», а для того, чтобы учить правильно вести дискуссию, спор, что совсем не одно и то же. “ ‘ " М. С. Строгович (2004) делает неожиданное признание:
...различие между логикой и психологией заключается в том, что... они изучают разные законы. ...Мышление рассматривается и изучается психологией как явление
Глава 2.5. Вербальные конструкции и логика 499
Душевной жизни... Логика изучает законы правильного мышления, то есть такие законы, которые обеспечивают правильность выражения и развития мыслей... Логика формулирует такие законы мышления, которые необходимо соблюдать для того, чтобы мышление было правильным... [с. 171.