Когда нам нужно говорить...
Автора удивляет, что, хотя едва ли не все слова из словаря используются для обозначения универсалий, тем не менее почти никто, кроме изучающих философию, не подозревает о наличии таких сущностей, как универсалии. Даже философы, признавая более или менее те универсалии, которые поименованы прилагательными или существительными, обычно упускают те, которые поименованы глаголами и предлогами. Рассел (2000) замечает: rrd? ‘М
...если бы кто-либо попытался вообще отрицать существование универсалий, то мы ; должны были бы признать, что не можем строго доказать существование таких сущ - vf ностей, как качества, то есть универсалий, представляемых прилагательными и су - т » ’? ществительными, в то время как мы можем доказать, что должны быть отношения, ,, л, то есть вид универсалий, представляемых обычно глаголами и предлогами [с. 225].
Б. Рассел [2000, с. 225] говорит, что если мы верим в существование универсалии белизна, то скажем, что вещи белы, потому что у них есть это качество белизны. Однако этот взгляд энергично отрицался Д. Беркли и Д. Юмом. Когда нам нужно говорить о белизне, замечали они, мы формируем образ некоторой конкретной белой вещи. Критикуя их точку зрения, Б. Рассел полагает, что универсалии не
<4 ••-'3
Глава 2.2. Категории 423
Являются просто ментальными сущностями. Он наделяет их самостоятельным по отношению к человеку существованием, что сродни тому смыслу, которое вкладывал в них еще Платон. Хотя для того, чтобы доказать, что универсалии — это не порождения человеческого сознания, Б. Рассел выбирает, как мне представляется, не самые убедительные аргументы:
После установления существования таких сущностей, как универсалии, следующий шаг состоит в доказательстве того, что их бытие не просто духовное. Под этим подразумевается, что, каково бы ни было их бытие, оно не зависит от того, мыслится ли оно, или от способа, которым оно постигается умом. ...Рассмотрим такое утверждение: «Эдинбург лежит к северу от Лондона». Мы имеем здесь дело с отношением между двумя местами, и очевидно, что оно существует независимо от нашего знания о нем. ...Часть земной поверхности, на которой расположен Эдинбург, будет находиться к северу от той части, на которой расположен Лондон, даже если бы не было ни одного человека, способного отличить север от юга, и даже если бы во Вселенной вообще не было ни одного разумного существа. ...Ничего духовного не предполагается в том факте, что Эдинбург лежит к северу от Лондона [с. 226-227].